В работе заседания Правительства приняли участие представители Администрации Президента РК, центральных исполнительных органов, а также заинтересованных общественных организаций и отраслевых объединений.

15 февраля Премьер-Министр Республики Казахстан Карим Масимов провёл заседание Правительства РК, на котором одобрена Программа занятости – 2020, а также обсуждены меры поддержки жилищного строительства и Программа оздоровления средних и крупных предприятий.

В работе заседания Правительства приняли участие представители Администрации Президента РК, центральных исполнительных органов, а также заинтересованных общественных организаций и отраслевых объединений.

Программа занятости – 2020, меры поддержки жилищного строительства и госпрограмма оздоровления средних и крупных предприятий разработаны во исполнение поручений, данных Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в ходе Послания народу Казахстана, а также на XIII съезде НДП «Нур Отан».

1. Программу занятости 2020, имеющую цель повышения доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости, представила Министр труда и социальной защиты населения РК Гульшара Абдыкаликова.

Реализация программы решает ряд актуальных задач:

- Вовлечение в продуктивную экономическую занятость самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения;

- Развитие кадрового потенциала для реализации программы индустриализации;

- Совершенствование системы оказания адресной социальной помощи.

Программа направлена в первую очередь на обучение, трудоустройство, содействие в организации собственного дела по месту жительства, а при отсутствии таких возможностей, содействие добровольному переезду в точки экономического роста.

Реализация программы будет осуществляться по следующим трем направлениям:

· Обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения на рынке труда

· Содействие развитию предпринимательства на селе

· Повышение мобильности трудовых ресурсов

На 1 этапе (2011 год) будут отработаны механизмы реализации Программы и её правовое обеспечение. Второй этап будет осуществлён в 2012– 2015 годах, а 3-й – с 2016 по 2020 годы.

Взаимные обязательства участников Программы будут закрепляться социальными контрактами.

Для использования существующих и создаваемых рабочих мест, в первую очередь на проектах Карты индустриализации и программы Дорожная карта бизнеса – 2020, в режиме реального времени будет функционировать автоматизированная База данных текущих и перспективных рабочих мест.

Первое направление программы нацелено на обеспечение устойчивой и продуктивной занятости граждан путем содействия в трудоустройстве по месту жительства, и охватывает самозанятых, безработных и малообеспеченных граждан.

При этом приоритетные возможности участия в Программе предоставляются сельской молодежи. Для участников данного направления предполагаются меры государственной поддержки:

- направление на курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- предоставление субсидий на проезд до места обучения и проживание в общежитии;

- поиск подходящих вакансий и содействие трудоустройству, включая социальные рабочие места,

- психологическая адаптация.

Определение потенциальных участников и решение о включении заявителей в Программу будут приниматься на районном уровне. С каждым участниками Программы будет заключен социальный контракт, представляющий собой договор о взаимных обязательствах, включая трудоустройство. Если после прохождения обучения участник программы не может быть трудоустроен, ему предлагается участие во втором и третьем направлении программы.

Второе направление программы имеет цель повышения экономической активности граждан через организацию своего дела.

Участниками программы могут быть граждане, желающие и имеющие возможность организовать свое дело. Приоритет будет отдаваться тем, кто желает заниматься бизнесом на селе.

Меры поддержки по данному направлению включают в себя:

- оказание консультационных услуг

- обучение основам предпринимательства

- предоставление микрокредитов

- развитие инфраструктуры

Основным механизмом поддержки предпринимательства на селе будет микрокредитование. Микрокредит предоставляется на возвратной основе, на срок не более 5 лет и не может превышать 3 млн. тенге. Микрокредит предоставляется для организации или расширения собственного дела, при этом исключается его представление на потребительские цели или приобретение жилой недвижимости. Предусмотрено предоставление отсрочки по уплате процентов и основного долга сроком до одного года. Данное решение предоставлено акиматам, которые также будут самостоятельно устанавливать максимальную эффективную процентную ставку по микрокредитам для конечного заемщика. Выдача микрокредита будет требовать наличие залога. Для микрокредитования регионам будет в установленном порядке предоставляться бюджетный кредит, сроком на 5 лет. Отбор микрокредитных организаций или кредитных товариществ на конкурсной основе будет производить определенный акимом области (города) уполномоченный орган. Микрокредитным организациям средства будут предоставляться по ставке равной средней доходности государственных ценных бумаг, на момент выдачи кредита. В случаях, когда к объектам предпринимательства на селе необходимо будет подвести дополнительную инфраструктуру (дороги, канализация, тепло- и водоснабжение, телефонные и электрические сети), эти расходы может на себя взять государство, если они соответствует плану застройки населенного пункта. При этом стоимость объекта не должна превышать стоимости самого бизнес проекта.

Финансовыми агентами данного направления будут Фонд развития предпринимательства «Даму» и Национальный холдинг «КазАгро».

Третье направление программы предусмотрено на случай отсутствия реальных перспектив у участников программы заниматься наемным трудом или собственным делом, после прохождения предыдущих двух направлений.

Содействие добровольному переезду из регионов с низким экономическим потенциалом в центры экономической активности, может осуществляться:

- внутри одного района;

- из одного района в другой в пределах одной области, города республиканского значения, столицы.

Приоритетное право будет иметь сельская молодежь. Для участия в переселении устанавливаются следующие критерии:

- участник должен быть из числа самостоятельно занятого, безработного либо малообеспеченного населения;

- проживать в населенных пунктах с низким экономическим потенциалом;

- иметь совокупный месячный доход, не превышающий размера прожиточного минимума на каждого совместно проживающего члена семьи.

С учетом реальных условий на рынке труда возможна организация работ по вахтовому методу. В этом случае предлагаются следующие виды поддержки:

- субсидирование переезда;

- предоставление типового арендного жилья с правом выкупа;

- обучение на новом месте жительства;

- психологическая адаптация.

Более подробно порядок предоставления видов государственной поддержки по всем направлениям будет отражен в Правилах, разрабатываемых оператором программы.

Непосредственно строительством типового арендного жилья и социальной инфраструктуры займутся местные исполнительные органы. Трансферты из республиканского бюджета на строительство арендного жилья будут представляться с условием софинансирования местными бюджетами в объеме не менее 10%.

С учетом предложений акимов регионов, предусмотрена возможность завершения ранее начатых или ремонта пустующих объектов. В качестве арендого жилья может быть использовано жилье, построенное в рамках программы «Нұрлы-Көш», а также места в общежитиях семейного типа. Для городов Астана и Алматы предоставление арендного жилья предусматривается лишь для участников, проживающих в черте города. После фактического переезда, участник данного направления может принять участие в первом или втором направлениях программы.

Распределение общего лимита финансирования между регионами предлагается определить исходя из численности самозанятых и безработных. По направлениям внутри программы средства распределяют местные исполнительные органы и заключают соответствующие соглашения с администраторами республиканских бюджетных программ.

Управление реализацией программой будет иметь вертикальную структуру, в состав которой войдут Межведомственная комиссия при Правительстве РК и аналогичные комиссии областного и районного уровня. При этом, создание районной комиссии оставляется на усмотрение регионов.

Для эффективной реализации Программы планируется на районном (городском) уровне создание Центров занятости.

К 2015 году мерами, предлагаемыми новой Программой занятости, будет охвачено до 1,5 млн. человек. Её реализация позволит снизить уровень бедности до 6% (с 8,2%), а уровень безработицы не будет превышать 5,5%.

По итогам обсуждения Премьер-Министр РК К.Масимов поручил оператору программы – Министерству труда и социальной защиты населения внести на рассмотрение Правительства все сопутствующие программе документы.

Правительство одобрило долгосрочную программу занятости населения, рассчитанную до 2020 года.

2. Меры поддержки жилищного строительства представил Председатель агентства РК по делам строительства и ЖКХ Серик Нокин.

Реализация антикризисных мер Правительства позволила не допустить снижения объёмов ввода жилья и сохранить его на уровне, достигнутом в 2009 г. В 2010 году план выполнен на 103%, площадь введённого в эксплуатацию жилья составила 6,4 млн. кв. метров.

В 2011 году ожидается строительство порядка 6 млн.кв. метров жилья за счет всех источников финансирования:

- 500 тыс. кв. метров государственного жилья за счет средств из республиканского бюджета;

- 2,3 млн. кв. метров жилья с участием дольщиков, завершаемых за счет господдержки;

- 400 тыс. кв. метров коммерческого жилья;

- 2,8 млн. кв. метров индивидуального жилья.

В настоящее время определены 3 основных направления государственной поддержки жилищного строительства.

· Строительство недорогого жилья для реализации с использованием системы жилстройсбережений.

· Фондирование банков второго уровня для финансирования строительства.

· Строительство инженерных коммуникаций.

Первое направление – строительство местными исполнительными органами кредитного жилья с использованием потенциала системы жилстройсбережений. На 2011-2013 годы предусмотрено выделение 40,8 млрд. тенге, в том числе в 2011 году – 20,8 млрд. тенге для реализации пилотных проектов.

Второе направление – фондирование банков второго уровня.

В 2011-2012 годах предлагается дополнительно выделить 70 млрд. тенге, в том числе в 2011году – 57 млрд. тенге. В результате реализации данной схемы, в 2012 году ожидается ввод 1,7 млн. кв. метров коммерческого жилья.

Третье направление – строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры.

Строительство инженерных сетей будет осуществляться к районам жилищных застроек, в том числе под индивидуальное жилищное строительство. В 2011-2012 годах на эти цели предлагается дополнительно выделить 40 млрд. тенге (в 2011году – 10 млрд. тенге). Это позволит дополнительно строить ежегодно около 1,2 млн. квадратных метров ИЖС и обеспечить своевременный ввод государственного и коммерческого жилья.

Меры поддержки жилищного строительства будут доработаны с учётом обсуждения.

3. Проект программы посткризисного восстановления представил Министр финансов РК Болат Жамишев.

11 февраля 2011 года на XIII съезде НДП «Нур Отан» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отмечая проблемы развития реального и финансового секторов, поручил Правительству совместно с Национальным Банком и АФН разработать программу посткризисного восстановления. Глава государства определил два направления решения данной задачи – посредством оказания помощи в оздоровлении конкурентоспособным предприятиям и оздоровления финансовой системы.

Программа посткризисного восстановления разработана в целях оздоровления конкурентоспособных предприятий, задолженность которых превышает 4,5 миллиарда тенге. Конкурентоспособные предприятия, чья задолженность составляет менее данной суммы, смогут воспользоваться господдержкой в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020».

Глава государства определил, что поддержка государства в оздоровлении предприятий является временной мерой и оказывается для осуществления перехода предприятий к стратегии роста. Поэтому возможность участия в данной программе ограничена 2011 годом.

Восстановившие свою платежеспособность предприятия смогут принять участие в Программе «Производительность 2020» и в реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы.

Проект программы неоднократно обсуждался с представителями заинтересованных сторон, одобрен Единым координационным советом по вопросам предпринимательства.

Программой предполагается, что оздоровление предприятий должно осуществляться совместными усилиями кредиторов, собственников и государства. Государственная поддержка будет предоставляться в объеме, соизмеримом с помощью, оказываемой предприятию его кредиторами и собственниками, в соответствии со сроками, определенными планом оздоровления.

Действие программы будет основано на принципах добровольности, паритетного участия сторон при оздоровлении предприятия, прозрачности, гласности, а также эффективности и системности.

Механизмы реализации программы заключаются в анализе финансового состояния предприятий, разработке и исполнении плана оздоровления по каждому отдельному предприятию, при оказании соизмеримой по объему поддержке всех заинтересованных сторон.

В программе смогут участвовать предприятия, являющиеся субъектами среднего и крупного предпринимательства, имеющие статус системообразующих, за исключением осуществляющих деятельность в добывающих отраслях промышленности, а также производящих алкогольную и табачную продукцию. При этом принятые обязательства перед финансовыми организациями по состоянию на 1 января 2011 года в совокупности должны составлять или превышать сумму 4, 5 млрд. тенге, и по которым имеются основания считать, что без реструктуризации их исполнение в будущем будет проблематичным.

В случаях, когда предприятие, соответствующее вышеуказанным критериям, входит в состав холдинга по кластерному принципу, в программе участвует группа холдинга. Также в программе оздоровления могут принять участие предприятия, соответствующие устанавливаемым критериям, к которым в соответствии с Законом «О банкротстве» применена реабилитационная процедура на основании решения суда, принятого до 1 января 2011 года.

Участниками программы не могут быть юридические лица с участием государства, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и контролируемые ими юридические лица, а также юридические лица с иностранным участием.

Предприятия, прошедшие отбор по указанным критериям, будут нанимать консультантов, выбираемых комитетом кредиторов для разработки планов оздоровления предприятия. Со стороны Правительства РК будет осуществляться софинансирование оплаты стоимости услуг консультанта в размере 50 процентов, но не больше чем 35 млн. тенге для 1 участника.

План оздоровления будет содержать конкретные меры по восстановлению платежеспособности предприятия со стороны собственника, кредиторов, в том числе государства.

Программой также предусматриваются меры государственной поддержки оздоровления предпринимательского сектора посредством:

- субсидирования процентной ставки по уже имеющимся займам (кредитам) и/или лизинговым операциям, купона по облигациям, размещенным на Казахстанской фондовой бирже;

- предоставления отсрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет (до 3-х лет);

- предоставления налоговых преференций;

- содействия в поиске стратегического инвестора;

- предоставления гарантированного заказа на срок до 4 лет;

- согласования политики по размещению субъектами квазигосударственного сектора денежных средств на депозитах в банках второго уровня с планом оздоровления.

Основными результатами реализации программы станут оздоровление порядка 30-50 предприятий, имеющих важное значение для экономики Казахстана, а также сохранение не менее 70 процентов действующих рабочих мест предприятий-участников.

Для реализации Программы предполагается внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательство в области банкротства, налогообложения, государственных закупок, о банках и банковской деятельности и бюджетного законодательства.

Программа посткризисного восстановления (оздоровления конкурентоспособных предприятий) будет доработана с учётом обсуждения.

Пресс-служба Премьер-Министра РК

Опубликовано: 15 Февраль 2011

Архив

Фев
2011
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти