Свой доклад об итогах развития агропромышленного комплекса в 2013 году, итогах работы Министерства и оперативных задачах на текущий год я хотел бы начать с ключевых моментов, реализованных в минувшем году.

Свой доклад об итогах развития агропромышленного комплекса в 2013 году, итогах работы Министерства и оперативных задачах на текущий год я хотел бы начать с ключевых моментов, реализованных в минувшем году.

В рамках реализации Программы «Агробизнес-2020» разработано 15 мастер-планов для каждой из подотраслей сельского хозяйства (модернизация ветеринарной системы в соответствии с международными стандартами;стабилизация зернового рынка;развитие коневодства;развитие кормопроизводства;развитие молочного скотоводства;развитие мясного скотоводства;развитие овцеводства;развитие переработки сельхозпродукции;плодоовощеводство;развитие мясного птицеводства;развитие рационального использования земель;развитие свиноводства;развитие семеноводческой отрасли;развитие товарного рыбоводства;развитие системы фитосанитарной безопасности). Перечень вы видите на этом слайде.

Механизм реализации мастер-планов подразумевает четкую разбивку показателей по годам и в разрезе областей. Данный принцип используется при реализации проекта по развитию экспортного потенциала мяса КРС и доказал свою эффективность.

Основные показатели отрасли за прошедший год следующие.

Объем валовой продукции сельского хозяйства составил 2,5 трлн. тенге, что выше уровня 2012 года на 11,6%.

Данный рост обеспечен, прежде всего, увеличением производства в отрасли растениеводства на 22,5 %.

Производство продукции животноводства увеличилось на 1,1%.

Приток инвестиций в основной капитал сельского хозяйства увеличился на 2,5% и составил 142,1 млрд.тенге.

Объем экспорта продукции сельского хозяйства за январь-ноябрь 2013 года оценен в 2,4 млрд. долларов США и на 27% выше среднегодового показателя экспорта за 2009-2011 годы.

При этом, экспорт в страны ТС за 11 месяцев прошлого года по сравнению с показателем 2012 года вырос почти на 65%.

Обеспеченность внутреннего рынка по основным видам продовольствия за счет отечественного производства составила более 80%.

Исключение составляют: мясо птицы (49,6%), колбасные изделия (53,9%), сыры и творог (49,8%), сахар-песок (42,8%).

Теперь предлагаю рассмотреть итоги развития отрасли более подробней.

По растениеводству

  1. Валовой сбор основных сельхозкультур.

Несмотря на сложные погодные условия собрано 19,0 млн. тонн зерна в чистом весе, что на 48% больше уровня прошлого года, в том числе производство пшеницы на 49%, зернофуражных и крупяных культур на 60 и 14% соответственно.

При этом объем валового сбора ячменя превышает прошлогодний уровень в 1,8 раза, овса – в 2,1 раза, проса – в 2,4, гречихи – в 1,7 раза, кукурузы – на 9%.

Достигнута рекордная урожайность при производстве хлопка (28,7ц/га), картофеля (181,5 ц/га), овощей (238,7 ц/га) и бахчевых культур (212,4 ц/га).

Заготовлено сельхозпроизводителями сена, силоса, сенажа почти в 1,5 раза больше планируемого.

  1. Экспорт зерна

Экспортный потенциал зерна прогнозируется на уровне 9,0 млн. тонн, что на 1,9 млн. тонн или 26% больше, чем в прошедшем маркетинговом году.

С начала маркетингового года, т.е. с 1 июля 2013 года по 1 февраля 2014 года экспортировано порядка 5,3 млн. тонн зерна с учетом муки в зерновом эквиваленте, что на 25% больше соответствующего периода прошлого сезона.

Начиная с октября, ежемесячно отгружается на экспорт в пределах 1 млн. тонн, что в 1,7 раза больше соответствующего периода прошлого сезона. Доля муки в экспорте составляет 33%.

Таким образом, чтобы достичь прогнозируемого объема в 9,0 млн., до 1 июля остается реализовать на экспорт 3,7 млн. тонн зерна с учетом муки. Данная задача вполне выполнимая.

  1. Диверсификация

В растениеводстве в отчетном году была продолжена работа по осуществлению структурной и технологической диверсификации.

Так, в текущем году за счет сокращения посевов пшеницы на 372,4 тыс. га увеличились площади зернофуражных (на 54,6 тыс. га), масличных (на 138,8 тыс. га), овощебахчевых культур (на 5,8 тыс. га).

Существенно увеличены площади кормовых культур, которые составили 3,1 млн. га, что на 258,4 тыс. га превышает уровень 2012 года.

Таким образом, в 2013 году в целом по республике достигнуты индикативные показатели Меморандумов, заключенных между Министерством и акиматами по диверсификации структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур на 2012-2016 годы.

Как результат, наметилась и закрепляется тенденция по сокращению посевных площадей пшеницы, пик увеличения которых приходился на 2009 год.

С этого года планируется, как и обсуждалось в прошлом году на заседании Правительства, пересмотреть подходы к субсидированию и за счет исключения субсидирования пшеницы существенно увеличить субсидии на масличные, кормовые, зернофуражные культуры с тем, чтобы стимулировать их производство.

По крайней мере, в тех регионах, где по почвенно-климатическим условиям можно выращивать другие, альтернативные культуры.

С учетом увеличения в 1,8 раза (до 34,3 млрд. тенге) объемов субсидий с 2014 года в растениеводстве выплачиваемые на гектар, а также мер по переориентированию субсидии пшеницы, субсидии на приоритетные культуры становятся более ощутимыми и вырастут в разы. Например, по таким масличным культурам, как рапс ожидается, что средний норматив будет повышен с 4 до 12 тыс. тенге, соя с 3 до 9 тыс. тенге, лен с 3,6 до 5 тыс. тенге.

  1. Развитие плодоводства и виноградарства, ранних овощей

Здесь есть хорошие показатели роста, а также наблюдается рост в производстве овощей закрытого грунта.

Согласно мастер-плану по развитию плодовоощеводства к 2020 году только по высокопроизводительным интенсивным садам и виноградникам планируется увеличить площади на 30,5 тыс. га и довести их до 39 тыс. га. При этом, будет использоваться без залоговое финансирование путем применения механизма возвратного лизинга.

  1. Обновление техники и внедрение влагоресурсосберегающих технологий

В 2013 году был осуществлен закуп свыше 1700 ед. сельхозтехники на сумму порядка 18,0 млрд. тенге.

В то же время такие объемы не решают проблему недостатка техники и существующего большого ее износа.

Уровень обновления тракторов и комбайнов в среднем по республике составляет, соответственно, 1,4 и 2,5% в год, а в Западно-Казахстанской, Карагандинской и Костанайской областях этот показатель еще ниже.

Справочно: Западно-Казахстанская: трактора-0,8%, комбайны-0,1%, Карагандинская: трактора – 1,3%, комбайны – 1,7%, Костанайская: трактора – 0,7%, комбайны – 1,7%.

Со второго полугодия 2013 года с целью технического перевооружения согласно программы «Агробизнес» начата программа по субсидированию лизинга сельхозтехники.

С этого года при приобретении сельхозтехники будет субсидироваться кредитная и лизинговая ставка в размере 7 %, а по кормоуборочной и кормозаготовительной технике и оборудованию ставка будет снижена до 4 %.

Наблюдается положительная динамика по внедрению влагоресурсосберегающих технологий, которые в 2013 году применены на площади 12,5 млн. га или на 79% зернового клина. В то же время нулевая технология была применена только на 2,7 млн. га или 17%, а в отдельных областях еще меньше. В Актюбинской области – на 8%, Павлодарской области – лишь на 6% посевов зерновых культур.

  1. Обеспеченность семенами

В 2013 году потребность сельхозпроизводителей в семенах была обеспечена на 100%.

Однако есть проблемы по обновлению семян для обеспечения товарных посевов. Лишь 15% производимых в республике элитных семян выполняют свое предназначение и направляются на размножение до 1-3 репродукции с целью дальнейшего обеспечения сельхозтоваропроизводителей. Из общего среднегодового количества СХТП, занятых производством растениеводческой продукции, имели доступ к субсидиям на поддержку семеноводства только 926 единиц или 0,7%.

Поэтому планируется, начиная с 1 августа 2014 года изменить механизм государственной поддержки семеноводства. Согласно программе «Агробизнес» для обеспечения СХТП доступности семян первой репродукции в необходимых объемах предусматривается поэтапное исключение субсидирования элитных семян и переход на субсидирование семян первой репродукции в объемах, необходимых для обеспечения планового сортообновления и сортосмены.

При этом, нормативы субсидирования семян первой репродукции будут не намного ниже нынешних нормативов субсидий на элитные семена.

  1. Подготовка к весенне-полевым работам

В числе задач на текущий сезон в сфере растениеводства – создание условий для своевременного и качественного проведения весенне-полевых работ, это потребует слаженной работы министерства, акиматов, холдинга «КазАгро».

В текущем году Министерством на проведение весенне-полевых работ запланировано выделение бюджетного кредита в объеме 40 млрд. тенге Казагро для последующего кредитования сельхозпроизводителей. При этом, как и в прошлом году нужно задействовать механизм гарантирования займов через СПК.

На эти цели будут также использованы более 8,0 млрд. тенге бюджетных средств, выделяемых Продкорпорации на закуп зерна в государственные ресурсы.

В животноводстве также отмечается рост производства.

Производство мяса по сравнению с 2012 годом увеличилось на 1,0%, молока на 1,5%, яиц на 6,3%.

Численность КРС по сравнению с 2012 годом увеличилась на 1,2 % (5,8 млн.голов), лошадей на 1 % (1,7 млн. голов), птиц на 2,8 % (34,4млн.голов), поголовье овец и коз снизилось на 0,6% (17,5 млн. голов), свиней на 10,5 % (0,9 млн. голов).

На снижение этих статистических показателей как и планировали непосредственное влияние оказала проведенная идентификация.

Необходимо отметить, что закрепляется наметившаяся в 2011 году тенденция снижения доли поголовья сельскохозяйственных животных в личных подворьях и наоборот роста высокими темпами доли и численности поголовья в агроформированиях.

Так, численность КРС в агроформированиях увеличилась на 13,7 %, овец и коз на 10,5 %, лошадей и свиней на 11,5 %, птиц на 5,0%.

В результате за 2013 год доля КРС в организованных хозяйствах составила 31%, соответственно в ЛПХ – 69%. Для сравнения, на начало 2010 года в среднем по республике доля скота в организованных хозяйствах составляла 18%, соответственно в ЛПХ – 82%.

Это означает, что профессиональных фермеров становится больше. Для животноводства страны это очень нужные и полезные изменения и со временем дадут свой положительный эффект.

Реализация проекта по экспортному потенциалу мяса КРС идет по плану и даже с перевыполнением.

Согласно программы «Агробизнес» со второго полугодия 2013 года началась программа субсидирования маточного поголовья по овцеводству. В этом году эта Программа продолжится. Объемы и охват возрастут. С этого года, согласно разработанного мастер-плана начнется проект по молочному скотоводству.

Начался экспорт животноводческой продукции. В 2013 году на экспорт было реализовано около 4,5 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, в том числе говядины премиум класса около 300 тонн. На 2014 год прогноз по экспорту составляет 10 тыс. тонн, в том числе говядина с откормочных площадок 5,0 тыс. тонн.

Ветеринария

Противоэпизоотические мероприятия по профилактике особо опасных болезней животных и птиц выполнены в полном объеме.

В 2013 году зарегистрированы и ликвидированы 210 очагов острых инфекционных заболеваний животных и проведены оздоровительные мероприятий в 172 неблагополучных пунктах по бруцеллезу сельскохозяйственных животных.

В целях дальнейшего улучшения эпизоотической обстановки в 2013 году приняты следующие меры:

- впервые разработана и принята долгосрочная стратегия развития ветеринарной службы, одобренная МЭБ;

- институционально укреплена ветеринарная система, (как на республиканском, так и на местном уровнях);

- приняты меры по материально-техническому оснащению ветеринарных организаций (и ветеринарных лабораторий);

- приняты меры по  совершенствованию процедуры идентификации животных (ужесточены требования к атрибутам и изделиям для идентификации, повышена ответственность владельцев животных за идентификацию животных, предусмотрена централизация закупа ушных бирок и других атрибутов, перевод базы данных по идентификации животных на портальное решение, определение процесингового центра, как структурного подразделения государственного учреждения, выдача ветеринарного паспорта на животных и ушных бирок на безвозмездной основе, создание республиканского запаса средств, изделий для идентификации животных);

- на законодательном уровне упразднены ветеринарные подразделения аппарата акима на уровне сельского округа путем расширения функции госветорганизаций,  созданных МИО.

Это означает, что реально работающих ветеринаров станет больше, чем людей которые управляют ими.

- подписано соглашение с МЭБ, на основании чего с 1 января т.г. в городе Астана открыт субрегиональный координационный офис МЭБ по ящуру;

- на законодательном уровне предусмотрена безвозмездность выдачи ветеринарной справки для населения, ужесточены требования к качеству ветеринарных препаратов и меры ответственности за нарушение ветеринарного законодательства;

- внедряются информационные технологии и системы в ветеринарию (в рамках программы ЕАСУ осуществляется выдача разрешения на импорт, экспорт и транзит подконтрольных товаров, внедрена веб-портальная версия «Идентификация животных», ведется процедура интеграции с информационными системами стран-участниц ТС – Меркурии, Аргус);

Но здесь есть одна проблема - это отсутствие интернет связи в некоторых сельских округах, что является сдерживающим фактором работы информационных систем в ветеринарии и животноводстве.

Поэтому для надлежащего функционирования базы данных по идентификации, а также других информационных систем, местным исполнительным органам необходимо предусмотреть финансовые средства из местного бюджета для обеспечения интернет связью созданные ветеринарные организации и пункты на местах. Технически это возможно путем установления спутниковой системы связи. Цена вопроса небольшая – в пределах области не превышает 50-60 млн. тенге. Соответствующие письма в акиматы мы отправили.

Серик Ныгметович, прошу разрешить включить данный вопрос в протокольные поручения коллегии.

Переработка сельхозпродукции

По итогам 2013 года объемы производства продуктов питания увеличились на 4,2%, составив 973 млрд. тенге. Отмечается рост обработанного молока на 28%, кисломолочной продукции на 19,7%, сыров и творога на 13,8%, а также других видов, которые представлены на слайде.

Но, несмотря на ежегодный рост объемов производства, доля переработки основных видов сельскохозяйственного сырья и загруженность производственных мощностей перерабатывающих предприятий остается низкой.

Причины такой ситуации можно разделить на 2 блока.

Первый блок - это проблемы производственного характера, решение которых входит в компетенцию Минсельхоза.

Разработан и утвержден мастер-план развития переработки сельхозпродукции, который детализирует меры, предусмотренные Программой «Агробизнес».

Второй блок - это проблемы не связанные с компетенцией Министерства. Это отсутствие контроля в техническом регулировании, недостаточная защита от скрытого демпинга, отсутствием условий для системного сбыта отечественной продукции, а также необходимость совершенствования действующей системы налогообложения (проблема первого НДС и налога у источников выплаты) и проведения информационной пропаганды о свойствах и качестве товаров.

Решение указанных проблем требует тесной межотраслевой координации всех заинтересованных госорганов.

В целях решения этих проблем в 2012 году утверждена Дорожная карта по поддержке и развитию перерабатывающей и пищевой промышленности.

Недавно после Вашего поручения, у Сагинтаева Бахытжан Абдировича было проведено совещание, где было решено рассматривать выполнение Дорожной карты на еженедельной основе.

Налогообложение

На прошлой неделе на Совете экономической политики было одобрено предложение рабочей группы по реформированию земельного налога. В текущем году нам необходимо проработать вопросы, так называемого, первого НДС и налога у источника выплаты при покупке сельскохозяйственных товаров.

Аграрная наука

В рамках поручений Главы государства о реформировании аграрной науки была создана рабочая группа.

Выработано предложение по реформированию науки путем создания научно-образовательного комплекса на базе АО «КазАгроИнновация» и высших учебных заведений аграрного профиля.

В основу функционирования этого комплекса будут заложены основные принципы деятельности Назарбаев Университета.

Объединение отраслевой и вузовской науки повысит содержание образовательных программ и качество подготовки специалистов. Более эффективно будет использован потенциал научно-исследовательской базы НИИ и экспериментальных участков опытно-производственных хозяйств. Это также позволит сократить имеющееся расстояние между образованием, наукой и практикой и увеличить эффективность государственного управления аграрным бизнесом.

Особо хочу остановиться на объемах и структуре государственной поддержки отрасли.

Так, в 2011 году бюджет Министерства составлял около 340 млрд. тенге, в том числе 108,6 млрд. тенге бюджет комитетов, ныне переданных в Министерство окружающей среды и водных ресурсов и Министерство регионального развития. Объем субсидий направленных на поддержку отрасли составлял 68 млрд. тенге (это с учетом субсидий переданных в базу местных бюджетов).

В текущем году, несмотря на то, что бюджет самого Министерства снизился почти в 3 раза, предусмотрено увеличение объемов субсидирования отрасли по сравнению с 2011 годом в 2,1 раз до 143 млрд. тенге. При этом, объемы субсидирования растениеводства – 75,9 млрд. тенге это в два раза больше по сравнению с 2011 г.; животноводства — 46,3 млрд. тенге или 1,7 раза больше по сравнению с 2011 г.

Такое увеличение происходит на основе программы «Агробизнес» в рамках поручения Главы государства по увеличению субсидирования отрасли в 4,5 раза.

Необходимо отметить, что с 2014 года почти все программы субсидирования, которые ранее шли трансфертами через Министерство, переданы в базу местных бюджетов.

При этом переданные средства из республиканского бюджета, а также суммы, которые ранее уже находились в местном бюджете для целей сельского хозяйства закреплены в законе РК «Об объемах трансфертов общего характера на 2014-2016 годы», как минимальные объемы бюджетных средств, которые должны быть направлены на финансирование сельского хозяйства.

В таких регионах как, Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская областях и в городе Алматы эти требования закона соблюдены – средства предусмотрены в полном объеме и даже превышают установленный минимум.

В местных бюджетах 11 областей эти расходы ниже установленных законом минимальных объемов.

Отклонение составляет порядка 9,3 млрд. тенге или 6% от общего объема расходов на сельское хозяйство.

При этом, необходимо отметить, что согласно Бюджетного кодекса в случае финансирования местными исполнительными органами предусмотренных направлений из местного бюджета ниже минимальных объемов, установленных Законом, разница между установленной суммой и оплаченной суммой по итогам истекшего финансового года подлежит возврату в вышестоящий бюджет. При этом ответственность за финансирование ниже установленных законом объемов несут акимы соответствующего уровня.

В целях своевременной реализации мероприятий Программы «Агробизнес» и достижения запланированных показателей акиматам областей необходимо предусмотреть в соответствующих бюджетах средства, выделяемые на сельское хозяйство не ниже минимальных объемов, установленных законом.

Серик Ныгметулы, прошу это также включить в протокол сегодняшнего совещания. Это очень важно, чтобы выделенные средства республиканского бюджета через механизм формирования трансфертов общего характера не растворились среди других расходов местного бюджета, а использовались на предусмотренные законом и программой цели.

Необходимо отметить, что происходит не просто увеличение объемов субсидирования, но и совершенствование механизмов выплат субсидий, снижение административных барьеров при оказании государственных услуг в сфере управления сельским хозяйством.

К примеру, для хозяйств, участников программы Сыбага заявка на получение субсидий с этого года формируется автоматически в самой информационно-аналитической программе. Хозяйству достаточно распечатать заявку, подписать и сдать в отдел акимата. Никаких больше документов предоставлять не надо. Отдел сам будет сверять наличие животных, их пол, возраст через информационную систему идентификации и другие системы, которые работают в портальном режиме. Следующим этапом планируется переход к подаче и самой заявки через интернет портал.

Вчера Правительством утверждены правила субсидирования животноводства, на стадии утверждения находятся ряд других правил. Новыми правилами усовершенствован механизм выплаты субсидий, оптимизирован и сокращен перечень предоставляемых документов товаропроизводителямидля получения субсидий.

С прошлого года началась реализация нового механизма государственной поддержки - финансовое оздоровление.

Однако, итоги 2013 года показали ряд сдерживающих факторов, которые на прошлой неделе также были рассмотрены на Совете экономической политики.

Эти изменения концептуально были одобрены, теперь вносятся соответствующие изменения, что ускорит необходимые мероприятия.

Для дальнейшего стимулирования объединения сельхозтоваропроизводителей в кооперативы Министерством начата работа по внесению изменений в ряд законодательных актов, которые позволят принять нормы государственной поддержки стимулирующие СХТП к кооперации, а также упрощение процедур создания и функционирования СельПК. Нам нужно объединить несколько законов, регулирующих кооперацию в один более эффективный. Вопросы субсидирования СХТП будут также тесно взаимоувязаны с задачами кооперирования фермеров.

Таковы основные итоги деятельности Министерства за 2013 год. Дальнейшая реализация намеченных мероприятий предусмотрена в новой отраслевой программе «Агробизнес». Основные направления и механизмы данной программы неоднократно обсуждались в Правительстве, в регионах страны и с общественностью.

В недавнем Послании Главы государства развитие агропромышленного комплекса в очередной раз выделено как один из самых главных приоритетов социально-экономического развития страны.

Министерством разработан алгоритм по достижению поставленных целей в Послании, будут скорректированы Программа «Агробизнес» и другие стратегические и программные документы с учетом поставленных Президентом задач и приняты все необходимые меры по их исполнению.

На эту тему мы планируем провести отдельное заседание коллегии МСХ. Перед нами есть четкие задачи. Наша обязанность совместно с бизнесом их выполнять. Поэтому основной текущей задачей Министерства мы видим выполнение программы «Агробизнес» и принятых в ее реализации мастер-планов.

Спасибо за внимание!

Опубликовано: 05 Февраль 2014

Архив

Фев
2014
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти