Құрметті Серік Нығметұлы!

Құрметті әріптестер!

Газ секторының негізгі мақсаты ішкі нарық қажеттілігін толық қамтамасыз ету үшін және энергетикалық тәуелсіздіктің жоғарғы деңгейіне жету үшін халықаралық транзит көлемі мен газ ресурстарын оңтайлы қолдану, көмірсутек шикізатын өндіру мен қайта өңдеу деңгейін ұлғайтудың әлеуметтік-экономикалық тиімділігін арттыру болып табылады.

                Қазақстан Республикасының геологиялық газ ресурстары (Каспий шельфінде ашылған жаңа кен орындарын есепке алғанда) 6-7 трлн. текше метрден асады. Шығарылатын қор көлемі 3,8 трлн. текше метрден жоғары.

Теңіз, Қарашығанақ, Қашаған кен орындарының қоры Қазақстанның барлық қор көлемінің 75 пайызды құрайды.

В целях создания эффективной системы гражданско-правового регулирования отношений субъектов газового рынка, в январе 2012 года был принят Закон «О газе и газоснабжении», определяющий правовые и экономические основы регулирования общественных отношений в сфере газа и газоснабжения в Республике Казахстан.

С целью создания в республике единой системы снабжения газом, Правительством Республики Казахстан в июле 2012 года был определен Национальный оператор на рынке газоснабжения, c особым правовым статусом и правом преимущественного приобретения сырого и товарного газа.

В целях реализации основных положений Закона «О газе и газоснабжении» в 2012 году были приняты Правила определения цены сырого и товарного газа, приобретаемого Национальным оператором в рамках преимущественного права государства и Правила определения предельных цен оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке.

К сожалению, практика показала, что при разработке Правил не была учтена некоторая специфика газового рынка, в связи с чем, имелись определенные недоработки в формуле определения цен сырого и товарного газа, приобретаемого Национальным оператором, а также в формуле определения предельных цен оптовой реализации товарного газа.

Министерством нефти и газа совместно со специалистами компаний, осуществляющих операции по купле-продаже газа на внутреннем рынке, была проведена аналитическая работа по внесению изменений и дополнений в вышеуказанные Правила.

По цене покупки газа у недропользователей.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О газе и газоснабжении», Республика Казахстан имеет преимущественное право перед другими лицами на приобретение отчуждаемого сырого газа, принадлежащего недропользователям, а также товарного газа, произведенного недропользователями в процессе переработки ими сырого газа.

В целях недопущения приобретения газа у недропользователей по завышенным ценам в Правила были внесены изменения в части методики расчета цен недропользователей и применения снижающего коэффициента к себестоимости добычи и переработки газа (ППРК №1278 от 29 ноября 2013г).

Ожидается, что предлагаемые изменения приведут к снижению стоимости газа для национального оператора, что способствует достижению цели безубыточности и положительно отразится на конечных ценах реализации газа на внутреннем рынке РК.

В декабре 2013 года в рамках реализации преимущественного права государства Министерством был продлен срок действия действующих цен приобретения товарного газа у недропользователей до 1 мая 2014года.

В настоящее время ведется активная работа по экспертизе представленных расчетов цен от недропользователей. После проведения экспертизы национальным оператором будут заключены договоры купли-продажи газа по ценам, утвержденным Министерством.

По предельной оптовой цене.

Как уже было отмечено, в настоящее время в Правила определения предельных цен оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке вносятся изменения и дополнения, которые позволят исключить формулу цены, определять цену по каждому региону в привязке к закупочным ценам, а также предусматривают безубыточную деятельность Национального оператора.

Одновременно, на заседании Межведомственной комиссии по развитию нефтегазовой и энергетической отраслей от 25 декабря 2013года было принято решение о сохранении до 1 мая 2014 года существующих цен на газ на уровне 2013 года и схемы поставки товарного газа на внутренний рынок от недропользователей газораспределительным организациям.

Схема ценообразования на газ

Только национальный оператор в лице АО «КазТрансГаз» закупает газ по закупочным ценам у недропользователей для дальнейшей его реализации по оптовым ценам АО «КазТрансГаз Аймак» и АО «КазТрансГаз-Алматы», которые, в свою очередь, реализуют газ по розничным ценам конечным потребителям на безубыточной основе.

При определении оптовых цен для каждой области использовался отдельный подход для каждой области с учетом социальных аспектов, наличия/отсутствия ресурсов газа в регионе, а также текущего уровня цен на газ.

Предлагаемая концепция ценообразования не предусматривает получение прибыли Национальным оператором ни в одном регионе.

Следует отметить, что даже при предлагаемых уровнях цен на газ национальный оператор будет нести убытки от реализации газа на внутреннем рынке (вследствие реализации газа для потребителей г. Алматы и Алматинской области ниже себестоимости).

Далее представлены примеры расчетов оптовых цен реализации товарного газа по областям с указанием добычи, производства и потребления газа. Для рассмотрения возьмем Мангистаускую область.

По итогам 2013 года добыча газа в области составила 1,3 млрд.м3.

Основными поставщиками газа потребителям области являются такие недропользователи, как АО МНК «КазМунайТениз», ТОО «КазГПЗ», ТОО «Каракудукмунай» и др.

Объем потребления газа по Мангистауской области в 2013 году составил 2 553,0 млн.куб.м. газа. Крупнейшим потребителем газа является ТОО «МАЭК-КазАтомПром».

В этой связи, основной базой поставки газа для ТОО «МАЭК-КазАтомПром» является газ месторождения Тенгиз (ТОО «Тенгизшевройл», Атырауская область).

В настоящее время уровень оптовых цен в Мангистауской области характеризуется большим разбросом ценот 1 580 тг/тыс.м3 в Бейнеуском районе до 10 500 тг/тыс.м3 для МАЭК-Казатомпром.

Согласно предлагаемому механизму оптовая цена для Мангистауской области рассчитана как средневзвешенная цена покупки товарного газа у недропользователей.

Единую оптовую цену для Мангистауской области на 2014 год предлагается установить на уровне средневзвешенной закупочной цены плюс средневзвешенный тариф на магистральную транспортировку. Данная цена формируется на основании объемов поставок газа недропользователями области, закупочной цены и затрат на покупку газа.

На данном слайде представлена таблица прогнозных предельных цен оптовой реализации товарного газа на 2014 год, в которой отображены изменения цен на внутреннем рынке по областям, а также указаны темпы роста оптовых цен.   

Структура розничной цены природного газа складывается исходя из покупной цены газа и затрат газораспределительных организаций. С экономической точки зрения природный газ является таким же товаром, как и любой другой, т.е. через цену возмещаются расходы недропользователей на добычу газа, переработку на заводе, транспортировку и реализацию газа конечным потребителям, в т.ч. и населению.

Таким образом, проводимая Министерством работа по формированию ценовой политики в сфере газоснабжения, безусловно, окажет положительное влияние на развитие газовой отрасли, позволит обеспечить бесперебойное снабжение товарным газом всех потребителей, а также эффективно осуществлять государственную политику в сфере газа и газоснабжения.

90% добываемого в РК газа – это попутный газ. Из нефтегазовых месторождений вначале добываются жидкие фракции УВС. С этой целью в настоящее время часть добываемого попутного нефтяного газа порядка 30% закачивается обратно в пласт для поддержания пластового давления, около 15% используется на собственные технологические нужды, выработку электроэнергии, в т.ч. сжигание газа. Порядка 55% составляет производство товарного газа. При этом наблюдается значительный рост объемов обратной закачки (до 30%) и  объемов внутреннего потребления товарного газа (по данным акиматов областей) относительно текущих показателей, что может привести к  возникновению дефицита газа к 2024 году.

Учитывая, что, в основном, добываемый газ является попутным, динамика добычи и производства товарного газа определяется темпами добычи нефти. Согласно прогнозному балансу производства и потребления товарного газа, представленному на слайде, валовый уровень добычи газа к 2030 году составит 54,1 млрд. куб.м., что на 25% выше объема добычи в 2013 году.

Уважаемый Серик Ныгметович!

По Вашему поручению мы приступили к разработке Концепции развития газовой отрасли Республики, где в том числе будет проанализирована ситуация с возможным дефицитом газа на внутреннем рынке. В данной Концепции необходимо будет предусмотреть ряд критериев по определению приоритетности газификации тех или иных районов, населенных пунктов и вновь вводимых промышленных  и других объектов . Соответственно, в результате этого баланс газа может меняться.

Вместе с тем, необходимо отметить, что будут проведены работы по предупреждению возможного дефицита газа на внутреннем рынке РК:

- активизация геологоразведочных работ и ввод в эксплуатацию новых газовых месторождений;

- рассмотрение возможности внедрения единой инфраструктуры по подготовке газа, добываемого разными недропользователями(Каламкас-море, Жемчужины и др.);

- диверсификация транспортной инфраструктуры по поставкам газа на внутренний рынок (перемычки Магистральных газопроводов Союз и САЦ)

- и других меры

Спасибо за внимание.

Опубликовано: 04 Февраль 2014

Архив

Фев
2014
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти