Уважаемый Серик Ныгметович!

Уважаемые члены коллегии и гости!

Разрешите представить Вашему вниманию итоги деятельности Министерства за 2013 год и основные задачи на предстоящий период.

Коротко об основных итогах развития экономики страны в истекшем году.

Несмотря на нестабильную ситуацию на мировых рынках, реализация поставленных Главой государства задач, позволила обеспечить устойчивое развитие экономики в 2013 году на уровне 6%, что соответствует целевому прогнозу. ВВП на душу населения составил 13,0 тысяч долларов США, что на 6,7% выше, чем в 2012 году.

Наблюдаемый рост экономики в 2013 году был обеспечен за счет высокой инвестиционной активности, значительного роста в машиностроении и динамичного роста в производстве услуг.

65% прироста ВВП обеспечено за счет производства услуг, в частности опережающего роста в торговле (12,7%), транспорте (7,5%) и связи (14%). В результате доля услуг в ВВП составила 52,6%.

Инвестиции в основной капитал в результате активной реализации инвестиционных проектов Карты индустриализации и роста расходов крупных предприятий на строительство и приобретение машин и оборудования выросли на 6,5%.

Росту экономики способствовала стабильная макроэкономическая ситуация. Инфляция в годовом выражении в 2013 году составила 4,8%.

Значительно возросли международные резервы Казахстана. На 1 января 2014 года международные резервы и активы Национального фонда (70,5 млрд. долл.) составили 95,2 млрд. долл. США и по сравнению с 2012 годом увеличились на 10,7%.

Уважаемые коллеги!

В 2013 году основные усилия Министерства были сосредоточены на реализации начального этапа «Стратегии «Казахстан – 2050».

Первое. В целях оперативного и адекватного реагирования на возможные кризисные явления в 2013 году утвержден Пошаговый план многоуровневого антикризисного реагирования, содержащий стандартный пакет мер антикризисного характера, направленный на стабилизацию финансового и социального секторов, а также на поддержку реального сектора экономики. В рамках Плана на постоянной основе ведется мониторинг состояния основных индикаторов, определяющих устойчивость экономики.

Всего отслеживаются 15 пороговых индикаторов, из них 3 основных и 12 дополнительных.

В группу основных индикаторов входят мировая цена на нефть марки Brent, мировой индекс цен на металлы и краткосрочный экономический индикатор, куда входит динамика роста по шести базовым отраслям экономики. По итогам 2013 года основные индикаторы находятся за пределами неблагоприятного развития.

В группу дополнительных индикаторов входят рост мировой экономики и основных торговых партнеров Казахстана, показатели финансового и социального сектора, денежно-кредитной политики, внешней торговли, а также активы Национального фонда и инвестиций.

По итогам 2013 года из 12 дополнительных индикаторов 10 находятся за пределами неблагоприятного развития, 2 – в зоне риска, это – индикаторы экспорта и отношения сальдо текущего счета к ВВП.

Вхождение в зону риска индикаторов объясняется сокращением спроса на металлургическую продукцию, а также снижением цен на металлы в 2013 году, в результате чего экспорт сократился на 4% и составил 83,4 млрд. долл. США. При этом импорт товаров увеличился на 1% до 49,6 млрд. долл. США.

В результате опережающих темпов роста импорта над экспортом, отношение сальдо текущего счета к ВВП в 2013 году составило 0,1%, что соответствует уровню замедления.

На резкое сокращение профицита счета текущих операций в прошлом году также повлияло увеличение оттока инвестиционного дохода, связанного с репатриацией ранее вложенных иностранных инвестиции.

Второе. Для обеспечения эффективности и увязки стратегического и бюджетного планирования в 2013 году утверждены Концепция новой бюджетной политики и Концепция совершенствования Системы государственного планирования, ориентированной на результаты.

Концепция новой бюджетной политики направлена на усиление результативности управления бюджетными средствами, повышение финансовой самостоятельности и ответственности местных исполнительных органов, исключение стимулов к завышению и удорожанию стоимости проектов, а также привлечение частных инвестиций в сферы традиционной ответственности государства.

Концепция совершенствования Системы государственного планирования направлена на оптимизацию документов Системы государственного планирования и повышение их качества; обеспечение взаимосвязи стратегического, экономического и бюджетного планирования; совершенствование оценки эффективности деятельности государственных органов и эффективности реализации стратегических и программных документов.

В реализацию данных Концепций в Бюджетный кодекс внесены соответствующие изменения.

Во исполнение поручения Главы государства проведена ревизия государственных и отраслевых программ, которой было охвачено 46 программ, включая 5 государственных и 41 отраслевую.

Программы, носящие узковедомственный характер, будут интегрированы в Стратегические планы государственных органов. В результате предложено оптимизировать 32 отраслевых программ и 5 концепций.

В приоритетном порядке будут финансироваться программы, содействующие устойчивому экономическому росту, обеспечению занятости, модернизации экономики и направленные на решение стратегически важных задач.

В связи с этим, приоритетами будут являться:

- ГПФИИР на 2010-2014 годы и новая пятилетка ГПФИИР с учетом дополнительного направления по геологоразведке, развитию инфраструктуры СЭЗ;

- «Агробизнес – 2020» с учетом корректировки направлений Программы и механизмов реализации;

- Единая программа развития регионов, включающая мероприятия программ «Доступное жилье 2020», «Модернизация ЖКХ», «Ақ-бұлақ», «Развития моногородов», «Развитие регионов»;

- новая Госпрограмма развития транспортной системы и интеграции до 2020 года;

- «Дорожная карта бизнеса 2020», с включением в Программу всех направлений по развитию и поддержки предпринимательства;

- «Дорожная карта занятости 2020».

Предложения по оптимизации программ и качественному улучшению механизмов и инструментов их реализации были в целом также одобрены на заседании Межведомственной комиссии по проведению административной реформы.

Третье. В целях повышения качества предоставления государственных услуг разработан и принят закон «О государственных услугах», который регулирует взаимоотношения услугополучателей и услугодателей.

Также, утвержден новый Реестр государственных услуг, содержащий 647 государственных услуг в различных отраслях жизнедеятельности человека.

Внесены изменения и дополнения в законодательство Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления. В результате чего произошло функциональное укрепление местных исполнительных органов и увеличение их штатной численности на 5420 единиц, в т.ч. на сельском уровне 4869 единиц.

Четвертое. В целях проведения эффективной политики по управлению государственным имуществом проведена работа по оптимизации квазигосударственного сектора.

В 2013 году Комиссией по вопросам оптимизации субъектов квазигосударственного сектора при Правительстве была одобрена передача в конкурентную среду 201 организации и 70 непрофильных объектов.

Пятое. Министерством организовано проведение VIАстанинского экономического форума, который является ежегодной диалоговой площадкой для обсуждения механизмов развития глобальной экономической и валютно-финансовой системы. В рамках Астанинского экономического форума состоялась отдельная организационная сессия по проведению Всемирной антикризисной конференции, поддержанной Генеральной Ассамблеей ООН. Кроме того, в рамках форума состоялось обсуждение дальнейшего развития инициативы Главы государства – проекта G-global.

В соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан начата активная работа по организации и проведению Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017.

В 2013 году разработан проект Регистрационного досье выставки и официально внесен в Международное бюро выставок.

Кроме того, принят Закон, направленный на создание законодательной базы для организации и проведения ЭКСПО-2017, а также выделены средства на увеличение уставного капитала Национальной компании «Астана ЭКСПО-2017» в размере 20 млрд. тенге на начало разработки проектно-сметной документации и строительство объектов выставочного комплекса.

Уважаемый Серик Ныгметович!

Уважаемые коллеги!

Работа Министерства будет направлена на реализацию «Стратегии «Казахстан – 2050», ключевых ориентиров в Послании Президента РК народу Казахстана от 17 января т.г., и задач, поставленных Главой государства на расширенном заседании Правительства 14 февраля.

Первое. Обеспечение устойчивого роста экономики и макроэкономической стабильности.

В январе текущего года Главой государства утверждена Концепция по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира.

Концепциязакладывает основы для постепенного совершенствования социальной, экономической и институциональной среды для достижения поставленной цели к 2050 году по 5 стратегическим направлениям:

1)         развитие человеческого капитала, основанное на принципах доступности и инклюзивности;

2)         совершенствование институциональной среды для обеспечения условий для устойчивого роста экономики;

3)         развитие отраслей наукоемкой экономики посредством диверсификации, модернизации и инноваций;

4)         ускоренное формирование инфраструктуры наукоемкой экономики;

5)         углубление интеграции в мировую и региональную экономику.

Министерством разработан План мероприятий по реализации данной Концепции до 2020 года. В настоящее время План мероприятий находится на стадии согласования с государственными органами и в марте т.г. будет внесен в Правительство для дальнейшего утверждения.

Нами совместно с Министерством окружающей среды и водных ресурсов разрабатывается проект Закона, направленный на совершенствование законодательства в сфере «зеленой экономики».

Министерство в первую очередь сконцентрируется на усилении межотраслевой координации по обеспечению устойчивого развития экономики страны.

В текущем году должен быть обеспечен рост ВВП на уровне не менее 6%.

Основными факторами роста экономики Казахстана в 2014 году станут рост внутреннего спроса и улучшение внешних условий для экспорта.

Будет разработан Прогноз социально-экономического развития страны на 2015-2019 годы.

С учетом проведенной корректировки курса тенге, для обеспечения макроэкономической стабильности будут приняты меры по сдерживанию роста инфляции.

Для недопущения необоснованного роста цен на социально значимую продукцию установлены пороговые значения и размеры предельно допустимых розничных цен.

Также будет активизирована работа по проведению товарных интервенций с использованием продукции стабилизационных фондов.

Для недопущения роста тарифов будет обеспечен предельный вклад тарифов и цен на регулируемые услуги в инфляцию на 2014 год на уровне 1,2 п.п. и введение в действие новых тарифов и цен на регулируемые услуги не ранее мая 2014 года.

Второе.Меры по противодействию «теневой экономике» в Республике Казахстан.

В настоящее время Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014 – 2015 годы актуализирован с учетом поручений Главы государства и в марте текущего года будет внесен в Правительство на утверждение.

В 2012 году доля теневой экономики составила 19,2%к ВВП, что на 0,9 п.п. ниже уровня 2005 года.

Наибольшую долю в теневой экономике занимает торговля - 22,9%, на сельское хозяйство приходится 15,6%, на транспорт - 14,1%, на операции с недвижимым имуществом – 12,0%.

В 2014-2015 годы борьба с теневой экономикой предусматривает реализацию мер общесистемного характера, а также мер по сокращению теневого оборота в конкретных отраслях экономики.

Общесистемные меры будут направлены на борьбу с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей, развитие безналичных платежей, эффективное управление государственными финансами, совершенствование бизнес-среды и оценки теневой экономики с учетом мировой практики.

Для сокращения теневого оборота принимаемые меры будут направлены на отрасли с наиболее высокой долей теневой экономики. Прежде всего, это сельское хозяйство, где доля теневой экономики составляет 68,5 %к ВДС отрасли, транспорт – 35,7%, торговля – 28,9%, операции с недвижимым имуществом – 26,2%.

Третье. Формирование государственной политики по привлечению инвестиций.

В целях совершенствования инвестиционной политики Казахстана в соответствии с лучшими практиками ОЭСР постановлением Правительства в июне 2013 года утвержден Комплексный план работ по внедрению стандартов стран ОЭСР и дальнейшему улучшению инвестиционного бизнес–климата в рамках Таможенного союза.

В реализацию Комплексного плана будет проведено усиление нормативно-правовой базы, улучшение условий ведения инвестиционной деятельности, а также обеспечение не менее благоприятного инвестиционного бизнес-климата страны по сравнению со странами-партнерами по Таможенному союзу. Данная работа будет продолжаться в рамках задач по поэтапному внедрению лучших стандартов и принципов ОЭСР.

Кроме того, Министерством разрабатывается план мероприятий по привлечению инвестиций, в рамках которого будут рассмотрены меры по обеспечению стабильности законодательства, введению безвизового режима, упрощению процедур привлечения иностранной рабочей силы. План мероприятий будет внесен в Правительство до 20 марта т.г.

Данные меры позволят привлечь целевых инвесторов в реализацию конкретных проектов обрабатывающего сектора, а также расширить их участие в инфраструктурных проектах через механизм ГЧП.

С текущего года планируется практическое применение принятых в прошлом году законодательных нововведений в сфере государственно-частного партнерства.

В качестве институциональных мер, внедряется принцип «Одного окна» по проектам ГЧП (на базе АО «НУХ «Байтерек» создается специализированное юридическое лицо по сопровождению проектов ГЧП), который позволит решить вопрос отсутствия кадров по ГЧП в госорганах и регионах, а также оказывать консультативную помощь инвесторам по проектам ГЧП.

Четвертое.Обеспечение сбалансированности бюджетной политики и повышение эффективности госрасходов.

Для дальнейшей реализации Концепций новой бюджетной политики и совершенствования Системы госпланирования будет подготовлен второй пакет поправок вбюджетное законодательство.

Он будет направлен на упрощение процедур выделения целевых трансфертов регионам, повышение самостоятельности МИО в реализации местных бюджетных инвестиций и повышение гибкости исполнения бюджета в целом.

В настоящее время ведется работа по подготовке нового формата бюджетной программы и стратегического плана.

В целях обеспечения макроэкономической стабильности и поддержания государственного долга на умеренном уровне в республиканском бюджете планируется снижение дефицита относительно ВВП с 2,4% в 2014 году до 1,9% в 2016 году.

Для поддержания деловой активности в стране по инициативе Главы государства предусматривается выделение 1 триллиона тенге из Национального фонда в течение 2014-2015 годов на: обеспечение МСБ льготными кредитами на развитие обрабатывающей промышленности; финансовую поддержку проектов по приоритетам программы индустриализации; оздоровление банковского сектора путем выкупа «неработающих» кредитов у банков второго уровня.

Пятое.Проведение эффективной налоговой политики.

В рамках совершенствования налоговой политики с целью повышения ее эффективности Министерством осуществлена ревизия действующих налоговых льгот. Так, Налоговым кодексом предусмотрена 281 льгота на сумму 1,3 трлн.тенге. По результатам ревизии будут выработаны предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс. Соответствующий законопроект будет внесен в Парламент в сентябре текущего года.

Кроме того, для роста конкурентоспособности отечественного аграрного сектора, в соответствии с Вашим, Серик Ныгметович, поручением отдельный блок изменений коснется налогообложения субъектов сельского хозяйства.

Концепцией данных изменений будет поддержание отечественных сельхозпереработчиков, упрощение налогообложения крестьянских и фермерских хозяйств и повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения.

Шестое. Политика управления государственными активами.

Квазигосударственный сектор, для которого уже давно характерны раздутость и неэффективность управления, требует кардинальных изменений. Поэтому Глава государства в своем Послании поставил четкую задачу - провести анализ всех компаний с государственным участием на всех уровнях, определить перечень предприятий, подлежащих передаче в частный сектор, и обеспечить их приватизацию.

Министерством в первом квартале текущего года будет внесен в Правительство на утверждение Комплексный план приватизации на 2014-2016 годы. В плане будут предусмотрены мероприятия, направленные на повышение эффективности управления государственными активами. В частности, в соответствии с принципами YellowPagesRules будет проведена оптимизация структуры государственной собственности, активизирована работа по приватизации и ограничению участия государства в тех сферах, где представлен частный сектор.

В целях эффективной реализации Программы «Народное IPO» будет проведена работа по устранению законодательных барьеров, препятствующих выводу на IPO национальных компаний, входящих в группу Фонда Самрук-Казына.

Седьмое.Совершенствование системы государственного управления и планирования.

В текущем году будут внесены предложения по дальнейшим направлениям административной реформы, в том числе по повышению самостоятельности местной исполнительной власти с усилением подотчетности перед населением и ответственности за результаты.

Будет обеспечен 100%-ный охват стандартизацией и регламентацией государственных услуг, предусмотренных Реестром государственных услуг.

В целях сокращения документооборота будут внесены предложения по дальнейшей оптимизации документов Системы государственного планирования, сокращению отчетности в рамках системы оценки эффективности деятельности госорганов и по передаче полномочий Правительства по утверждению стандартов госуслуг в ведение центральных госорганов.

Восьмое. Наиболее значимые международные события 2014 года.

В мае текущего года в Астане впервые будет проведено 47-ое ежегодное заседание Совета управляющих Азиатского Банка Развития, на котором предполагается участие от 3,0 до 3,5 тыс. делегатов, а также ставший уже традиционным ежегодный VII Астанинский экономический форум.

В рамках подготовки и проведения Международной выставки ЭКСПО-2017 в текущем году основные усилия будут сконцентрированы на завершении работы по подготовке технико-экономического обоснования, разработке проектно-сметной документации и начале строительства выставочного комплекса ЭКСПО-2017 в Астане. Кроме того, планируется официальное признание выставки на 155-й сессии Генеральной ассамблеи Международного бюро выставок в июне 2014 года.

Уважаемый Серик Ныгметович!

Своевременная и эффективная реализация намеченных задач будет способствовать развитию экономики страны и, в этой связи, наша деятельность будет направлена на обеспечение решения этих задач.

Спасибо за внимание!

Опубликовано: 28 Февраль 2014

Архив

Фев
2014
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти