Уважаемые участники заседания коллегии!
В Программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» и Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства».
Главой государства перед нами поставлена задача формирования новой модели социально-трудовых отношений, направленной на расширение продуктивной занятости населения. Ее продвижение предполагает модернизацию систем:
- регулирования рынка труда и содействия занятости;
- управления охраной труда;
- регулирования системы оплаты труда;
- пенсионного обеспечения;
- оказания социальной помощи.
Именно эти направления определены основными в деятельности Министерства на 2013 год.
1. На рынке труда, характерно ежегодное повышение экономической активности населения. За последние 10 лет с увеличение численности занятых с 6,7 млн. человек (в 2002 году) до 8,5 млн. человек (в 2012 году), изменилась ее качественная структура.
Прошу обратить внимание на Слайд 3 (Структура занятого населения). Если в 2002 году в структуре наемных работников доля молодежи составляла менее 20%, то сегодня она превышает 30 %. И это является главным фактором повлиявшим:
во-первых, почти пятикратное снижение уровня безработицы среди молодежи - с 17,3% в 2002 году до 3,8% в 2012 году;
во- вторых, на рост их доходов. О росте заработной платы свидетельствует динамика поступлений пенсионных отчислений. Объем пенсионных накоплений молодежи, участвующей в накопительной пенсионной системе не более 6 лет, равен и даже превышает накопления лиц, участвующих в системе с начала ее введения.
Если при введении социального страхования количество женщин получающих пособия за счет ГФСС было 198 тысяч, то за 4 года их количество выросло до 320 тысяч с ежегодной динамикой роста в 13%.
На активную занятость населения влияет также разработанная по поручению Главы государства и реализуемая с 2011 года Программа занятости 2020.
За период реализации охвачено более 200 тыс. человек, из республиканского бюджета выделено 95 млрд. тенге. Участниками являются 27% самозанятые, 66% - безработные, 6% - малообеспеченные.
В рамках первого направления Программы завершили обучение 60 тыс. человек, из них на постоянные рабочие места трудоустроено 39 тыс. человек. Это направление дает возможность получить новую специальность, повысить квалификацию, соответственно, трудоустроиться.
Микрокредитование на селе, являющееся вторым направлением Программы, предусматривает не только формализацию и рост занятости самозанятых селян, формирование из них индивидуальных предпринимателей, но также дает возможность открывать новые рабочие места. В период реализации Программы кредит получили более 8 тыс. человек, основам предпринимательства обучены около 11 тыс. человек.
Обеспечение миграции лиц трудоспособного возраста из депрессивных регионов в точки экономического роста является задачей 3-го направления Программы. На сегодняшний день построено 764 домов и переселены 8115 человек. Более шестидесяти процентов (61%) из переселившихся трудоустроены.
В прошлом году Программа была расширена еще одним направлением «Развитие инфраструктуры села». В рамках данного направления капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкцию прошли 309 объектов социальной инфраструктуры, за счет чего обеспечены рабочими местами чуть более 7 тыс. человек.
Полутора годовая апробация программы в регионах показала реальное действие используемых инструментов, их влияние и адресную направленность на нуждающиеся в социальной поддержке категории нашего населения, фактическое дохождение выделяемых средств до конечного получателя (в самую сельскую глубинку) и решение накопившихся проблем в обществе. С этого года достигнута договоренность по объединению усилий по реализации программы с Фондом развития предпринимательства «Даму» и Фондом финансовой поддержки сельского хозяйства.
Уважаемые участники коллегии, меры по созданию рабочих мест и содействию занятости, предпринятые в последние годы, как на центральном, так и на местном уровне, позволили обеспечить рост экономической активности и снижение уровня безработицы с 5,4 до 5,2 % в сравнении с 2011 годом (3 квартал). Надо отметить, что среди стран Содружества это наиболее низкий показатель.
Несмотря на позитивную динамику, на рынке труда сохраняются определенные проблемы. Главными из них являются образовательная структура трудовых ресурсов и наличие непродуктивной занятости. Примерно 30 % занятых работников не имеют среднего и высшего профессионального образования, более трети занятого населения это так называемые самозанятые. Сложившая ситуация вызывает особую озабоченность и в связи с прогнозируемым дефицитом трудовых ресурсов - до 2021 года в трудоспособный возраст вступает поколение, рожденное в сложные в демографическом отношении
90-е годы.
В этой связи Министерство определило следующие шаги, являющиеся в целом основой модернизации политики занятости.
Первый шаг - повышение эффективности использования имеющихся трудовых ресурсов.
В этих целях в текущем году нами внесены изменения и дополнения в Программу занятости 2020, предусматривающие расширение участия работодателей и улучшение сервисных услуг для участников Программы:
а) в первую очередь это затрагивает наемных работников.
Это представляется важным с позиции 30% состава наемных работников тез профессионального образования и около 5% доли их в структуре получателей АСП.
б) в отношении самозанятых. Совместно с Агентством по статистике внесены изменения в методику определения критериев отнесения граждан к категории самозанятых. Согласно расчетам из 2,7 млн. самозанятых, «непродуктивно» занятыми являются 1,3 млн. человек, 10% лиц, получающих АСП – это самозанятые, эти категории будут в первую очередь вовлекаться в Программу занятости 2020;
в) что касается безработных, то для обеспечения конечной цели обучения - трудоустройства предусматривается подготовка кадров в соответствии с заявками и требованиями работодателя к квалификации. Работодатель сам будет выбирать учебное заведение и участников Программы.
г) предлагается расширение доступности продуктивной занятости для инвалидов, родителей, воспитывающих детей инвалидов и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, нуждающихся в особых условиях занятости. Для них будут предусматриваться консультации по профессиональной ориентации, организация профессиональной подготовки по востребованным на рынке специальностям, в том числе подготовка социальных работников из числа инвалидов.
Второй шаг - совершенствование механизмов регулирования рынка труда направленное на уменьшение региональных диспропорций в уровне занятости и снижение безработицы.
В прошлом году совместно с Акимами областей мы провели апробацию формирования Карты занятости регионов. Которая отражает:
а) уровень и структура занятости в регионах;
б) избыток и дефицит трудовых ресурсов;
в) контингент лиц, нуждающихся в трудоустройстве, и меры по созданию новых рабочих мест и росту занятости и в регионах;
Ее результаты раскрыли нам проблемы не только отраслевых и региональных программ, но и самой Программы занятости.
Соответственно средства, выделяемые государством, будут, в первую очередь, направлены в регионы, где высока доля безработного населения и лиц с низкими доходами. С учетом дефицита рабочих мест , высокой доли самостоятельной занятости преимущественно на личных подсобных хозяйствах, превалирующей доли лиц без профессионального образования в соответствии с поручениями главы государства особое внимание министерства будет посвящено обеспечению продуктивной занятости сельчанина.
Предлагаемые мероприятия планируется закрепить законодательно. С этой целью будет разработан проект нового Закона «О занятости населения».
Третий шаг - расширение продуктивной занятости должно сопровождаться созданием условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения в течение всей профессиональной карьеры.
На предприятиях нашей республики ежегодно получают увечья более двух тысяч работников, растут показатели профессиональной заболеваемости, значителен удельный вес рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.
Необходимы кардинальные изменения. Предстоит перейти от реагирования на уже произошедшие несчастные случаи к их предупреждению, реализации комплекса превентивных мер, направленных на сохранение здоровья работников. Поэтому в текущем году особый акцент работы Министерством планируется на предприятиях с высоким уровнем травматизма и профессиональных заболеваний.

Кроме того,
1. С 1 февраля текущего года в стране стартовала Программа правового всеобуча основам трудового законодательства.
2. В пилотном режиме внедряется практика добровольного декларирования работодателями. Внедряемый проект согласован с социальными партнерами, и суть его заключается в том, что работодатель получает право на добровольное представление декларации. Региональная трехсторонняя комиссия рассматривает ее с выездом на предприятие или, привлекая независимую комиссию по аттестации производственных объектов, проверяет соответствие представленных в декларации данных государственным требованиям охраны труда. Если оценка будет положительной, то предприятие получит сертификат соответствия и включается в реестр предприятий, гарантированно соблюдающих трудовые права работников, и не подлежащих плановой проверке в течение 3 лет.
3. В целях повышения экономической и финансовой заинтересованности работодателей в постоянном улучшении условий труда работников планируется совершенствование системы обязательного страхования от несчастных случаев.
4. Подготовлен проект по организации специальных схем социального обеспечения лиц, занятых во вредных и особых условиях труда (к примеру, артисты балета). Он предполагает переход от добровольной к обязательной профессиональной схеме пенсионного обеспечения, позволяющего ранний выход на пенсию данной категории лиц. Сейчас проект обсуждается в рамках наших общих предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения.
Четвертый шаг – Мотивация производительной занятости. Реформирование и устранение диспропорций в оплате труда.
Среднемесячная заработная плата по экономике в целом на 1 декабря 2012 года составила 99 280 тенге и выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 13,8%.
Однако, как справедливо отметил в своих программных выступлениях Глава государства, в стране имеет место неравенство населения по доходам. Оно, в первую очередь обусловлено диспропорциями в оплате труда как межотраслевой, межрегиональной, так внутри отдельных предприятий.
Имеет место задолженность по выплате заработной платы. Неудовлетворенность состоянием оплаты труда ведет к социальной напряженности и создает реальную угрозу общественной безопасности. К сожалению, как отмечал Глава государства, механизмы регулирования, предупреждения и профилактики трудовых споров и конфликтов в настоящее время недостаточно развиты.
Решение этих проблем мы связываем со следующими преобразованиями:
1. Поэтапное приближение минимального размера заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения.
Исходя из этого, минимальный размер заработной платы должен быть сопоставим с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, и обеспечивать не только воспроизводство рабочей силы на физиологическом уровне, но и удовлетворение минимальных социальных потребностей. В текущем году планируем с привлечением международных экспертов провести исследование на тему «Разработка методики установления минимального размера заработной платы» и соответственно внести предложения в разрабатываемый Правительством проект Закона «О минимальных социальных стандартов».
2. Формирование национальной системы квалификации, которая позволит установить зависимость заработной платы от квалификационных компетенций и обеспечит прозрачность и управляемость системы оплаты труда.
Национальная система квалификации предназначена для различных групп пользователей - объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций и граждан. Она описывает с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников и позволяет:
До 2020 года предполагается поэтапно разработать 3500 профессиональных стандартов по 21 виду экономической деятельности;
3. Реформирование системы оплаты труда гражданских служащих.
Министерством подготовлен проект новой модели оплаты труда, который в настоящее время обсуждается на уровне Правительства РК.
Новая модель уменьшит разрыв в уровнях оплаты труда работников частного и государственного секторов, будет способствовать дальнейшему повышению престижа гражданской службы и, в конечном итоге - содействовать улучшению качества предоставляемых государственных услуг населению.
4. Повышение переговорного потенциала в решении вопросов оплаты труда на всех уровнях – от установления размеров и принципов оплаты труда в коллективных договорах до Генерального соглашения между социальными партнерами – в масштабах государства.
Нам поручено принять и иные меры, направленные на развитие социального партнерства
Во исполнение поручений Главы государства о создании «…эффективного многоуровневого механизма регулирования противоречий в сфере трудовых отношений» будет внедрена карта социальной напряженности;
- предусматривается развитие рабочего представительства, модернизация профессиональных союзов и повышение их роли в регулировании трудовых отношений. Нами готовится проект нового Закона о профсоюзах.
- активизируется работа по предупреждению трудовых конфликтов и развитию системы медиации в рамках деятельности трехсторонних комиссий.
Пятый шаг - организация адекватной системы социального обеспечения занятого населения.
В рамках реформирования пенсионной системы рассматриваются
- вопросы расширения охвата населения услугами НПС, так как из 8,5 млн. занятых только 6,4 млн. являются активными плательщиками обязательных пенсионных взносов;
- меры по увеличению объемов пенсионных накоплений у женщин (в связи с относительно меньшим стажем участия по причине нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми и сохранением гендерных различий в уровне заработной платы);
- раннего выхода на пенсию, в случае принятия работодателем обязательств о выплате среднего размера пенсии до достижения им обязательного пенсионного возраста.
Эта работа будет осуществляться в комплексе с мероприятиями, проводимыми по совершенствованию пенсионной системы в целом. В настоящее время совместно с Национальным банком прорабатываются предложения по модернизации пенсионной системы, которые распространяются на всех состоявшихся и вновь входящих в систему пенсионеров.
В части развития институциональной базы НПС готовится проект ЗРК о создании единого пенсионного фонда.
В социальном обеспечении будет продолжена реализация политики более высокого уровня социальной защиты занятых лиц через институты социального страхования.
Шестой шаг – модернизация системы оказания социальной помощи. Переход от безусловной поддержки к активизации трудового потенциала представителей целевых групп населения.
Активная социальная политика привела к значительному улучшению жизненного уровня населения. Отмечу, что международные эксперты относят Казахстан к группе стран с доходами выше среднего.
Несмотря на это, определенная часть населения остается малообеспеченной, что делает необходимым оказание социальной помощи. Только за последние два года на финансирование этих программ были направлены более 80 млрд. тенге.
За счет в прошлом году адресную социальную помощь (АСП) получили 97,3 тыс. чел., из них более шестидесяти процентов (62,3 %) - дети до 18 лет.
Для поддержки малообеспеченных семей с детьми выплачиваются государственные детские пособия. Усилены меры по поддержке многодетных матерей. Для многодетных семей, воспитывающих четырех и более несовершеннолетних детей, из республиканского бюджета ежемесячно выплачивается специальное государственное пособие в размере 3,9 МРП. С 2010 года лицам, воспитывающим детей инвалидов, назначается пособие в размере одной минимальной заработной платы.
За последние шесть лет это позволило сократить количество малообеспеченных семей, получающих детское пособие, в 1,2 раза.
Оказание социальной поддержки останется одним из приоритетов социальной модернизации и в перспективе. Государство, как и прежде в ответе и будет оказывать безусловную помощь, в порядке компенсации для отдельных категорий граждан в зависимости от законодательно установленного их статуса (ветераны и инвалиды войны и труда, жертвы политических репрессий) и социально уязвимым категориям (инвалиды, лица с ограниченными возможностями, пожилые, дети, лица, потерявшие кормильца).
В настоящее время в Казахстане проживают более 572 тыс. инвалидов. 370 тысяч из них в трудоспособном возрасте, 10% - дети. Такой состав лиц с ограниченными возможностями делает необходимым использование широкого спектра мероприятий, дифференцированных в зависимости от индивидуального неблагополучия и потенциала инвалидов. В этих целях реализуется План мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы, который предусматривает переход от регистрации инвалидности и преимущественного направления финансовых ресурсов на выплату пособий к новой концепции, основанной на создании для лиц с ограниченными возможностями доступной среды и занятости.
Сохранится, но будет преобразована адресная социальная помощь. Она будет назначаться гражданам/семьям с учетом их реальной нуждаемости и внедрения системы «взаимных обязательств». Трудоспособные представители малообеспеченного и социально уязвимого населения получат в таком случае реальную возможность повышения качества жизни на основе развития и применения трудового потенциала. Механизмом усиления трудовой мотивации и вовлечения на рынок труда данных категорий населения станет контрактная система, предусматривающая оказание активной поддержки при условии обязательного участия в программах профессиональной подготовки и переподготовки, поиска работы и трудоустройства.
Порогом предоставления социальной помощи будет оставаться прожиточный минимум. Методика его определения будет пересмотрена с учетом реального состава минимальных потребностей, современного уровня и потенциала экономического развития.
Правительством РК планируется повышение порога правомочности на получение адресной социальной помощи с 40% от прожиточного минимума до 60% к 2015 году и до 100% к 2020 году.
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данного сегмента должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в денежных доходах, как между группами населения, так и между регионами.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
В своем выступлении я остановился на основных задачах, которые предстоит решить органам государственного управления социально-трудовой сферы. Круг вопросов, связанных с социальной модернизацией шире. Они представлены в предложенных вам раздаточных материалах, в Стратегических и Оперативном планах Министерства. Некоторые аспекты намеченной работы будут более подробно освещены в выступлениях участников этого заседания. Убежден, что преданность делу, профессионализм и высокая ответственность работников нашей системы позволят реализовать задачи, поставленные перед нами Главой государства.

Опубликовано: 18 Февраль 2013

Архив

Фев
2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти