Уважаемый Серик Ныгметович!
Уважаемые члены коллегии и гости!


Разрешите представить Вашему вниманию итоги деятельности Министерства за 2012 год и основные задачи на предстоящий период.
Коротко об основных итогах развития экономики страны в истекшем году.
Успешная реализация поставленных Главой государства задач, позволила обеспечить устойчивое развитие экономики в 2012 году на уровне 5%.
Вместе с тем, это несколько ниже запланированных параметров роста. Основной причиной стали сокращение внешнего спроса, а также падение производства валовой продукции растениеводства на 27,7% и снижение добычи нефти до 79,2 млн. тонн при плане 81 млн. тонн.
Невысокие темпы в отраслях производства товаров были компенсированы сферой услуг. Так услуги транспорта возросли на 7,2%, связи выросли на 9,6%. Рост оптовой и розничной торговли составил 14,6%.
На фоне сокращения спроса на казахстанскую экспортную продукцию, основным фактором роста экономики стал высокий потребительский спрос и наметившееся оживление инвестиционной активности в стране. Объемы инвестиций в основной капитал выросли на 3,8%. Темпы роста строительства составили 2,9%.
Несмотря на сокращение мирового спроса на экспортную продукцию, положительные темпы роста во внешней торговле сохранились. За 11 месяцев 2012 года внешнеторговый оборот увеличился на 10,9%, составив 125,2 млрд. долларов США.
Экспорт товаров увеличился на 6,3% (84,9 млрд. долл.) к аналогичному периоду прошлого года. Импорт вырос на 21,9% (40,3 млрд. долл.) Положительное сальдо торгового баланса составило 44,6 млрд. долл.
Росту экономики способствовала стабильная макроэкономическая ситуация. Инфляция в годовом выражении в 2012 году составила 6,0%, что на 1,4 процентных пункта ниже уровня прошлого года (7,4%).
Достигнутые результаты обеспечили в 2012 году улучшение позиций Казахстана в международных рейтингах. Так, по оценке Всемирного экономического форума, Казахстан занял 51 место из 144 стран, улучшив свои позиции на 21 пункт.
Агентством «Fitch» в 2012 году повышен суверенный кредитный рейтинг Казахстана до «BBB+», что в условиях кризиса в западных странах, свидетельствует о стабильности и кредитоспособности страны.
Уважаемые коллеги!
В 2012 году основные усилия Министерства были сосредоточены на реализации поручений Главы Государства, озвученных в Послании народу Казахстан в январе 2012 год, а также других программных документах.
В рамках совершенствования налоговой политики в прошлом году внесены изменения и дополнения в налоговое законодательство. Поправки направлены на социальную поддержку отдельных категорий граждан, выравнивание конкурентных условий для отечественных производителей, улучшение бизнес-среды через совершенствование налогового администрирования.
Проводилась системная работа по улучшению бизнес климата. В целях снижения административной нагрузки на бизнес в прошлом году принят закон, предусматривающий сокращение лицензий и разрешений еще на 30%.
Законом предусмотрена отмена 257 разрешений, не влияющих на обеспечение безопасности от высоких угроз из 1096 выявленных разрешений и перевод на уведомительный порядок 40 разрешений, не связанных с прямым риском для жизни и здоровья граждан, носящих информационный характер.
Успешно реализуется Программа «Дорожная карта бизнеса 2020». На сегодняшний день мерами поддержки охвачено более 30 тысяч предпринимателей.
В ходе реализации Программы в период с 2010 года по 2012 год всего по трем направлениям к субсидированию было одобрено 2574 проектов на общую сумму 650 млрд. тенге.
В рамках реализации региональной политики внесены дополнения в действующую Программу «Развитие регионов» в части развития агломераций (Астана, Алматы, Шымкент, Актау, Актобе) - как центров роста страны.
По поручению Главы государства утверждена Программа развития моногородов. Программой предусмотрена диверсификация экономики моногородов за счет реализации «якорных» проектов и развития МСБ.
На реализацию Программы на предстоящий трехлетний период предусмотрено выделить из республиканского бюджета 120 млрд. тенге.
В ноябре 2012 года, утверждена Указом Президента Республики Казахстан Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан. Разработан План мероприятий по ее реализации. Концепция направлена на поэтапное и последовательное укрепление самостоятельности акимов нижних уровней в решении актуальных вопросов местного значения и повышение гражданской активности казахстанцев в решении важных проблем жизнедеятельности общества.
Прошлый год стал первым годом функционирования ЕЭП. Ведется масштабная работа по гармонизации законодательств трех стран и созданию правовой базы ЕЭП. В реализацию Календарного плана по развитию договорной базы ЕЭП в 2012 году принято 12 международных документов, было проведено 13 заседаний Совета Евразийской экономической комиссии, на которых принято 115 решений, и 38 заседаний Коллегии Евразийской экономической комиссии с принятием около 300 решений по вопросам функционирования Таможенного союза и ЕЭП.
Взаимная торговля Казахстана со странами Таможенного союза в январе-ноябре 2012 года составила 22,1 млрд. долларов США и увеличилась на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. При этом, сложился отрицательный баланс в торговле, так, за 11 месяцев прошлого года экспорт в страны ТС составил 6,3 млрд. долларов США и сократился на 7,3%, импорт из стран ТС составил 15,9 млрд. долларов США и увеличился на 10,5%.
В целях вступления Казахстана в ВТО в течение 2012 года завершены двусторонние переговоры по условиям доступа на казахстанский рынок товаров и услуг, и приближены к завершению многосторонние переговоры по вопросам торгово-экономического регулирования.
В целях создания законодательной и институциональной основы для осуществления инвестиционных проектов с использованием механизмов ГЧП с 2011 года реализуется Программа по развитию ГЧП.
В январе 2012 года принят Закон по вопросам проектного финансирования, направленный на усиление защиты прав инвесторов при реализации проектов ГЧП.
В июне 2012 года были сняты ограничения для применения ГЧП в таких отраслях, как образование, здравоохранение и объекты социальной защиты населения.
Для дальнейшего развития сферы ГЧП в стране, в ноябре 2012 года разработан и внесен в Парламент законопроект по внедрению новых видов ГЧП.
В целях повышения качества предоставления государственных услуг, впервые в истории независимого Казахстана разработан законопроект «О государственных услугах», который определяет взаимоотношения услугополучателей и услугодателей.
Также впервые составлен и утвержден Реестр из 566 государственных услуг, содержащий, в том числе, 31 социально значимую услугу.
В целях проведения эффективной политики по управлению государственным имуществом проведена работа по сокращению квазигосударственного сектора. В результате оптимизировано 450 организаций и сокращено 4 тысячи сотрудников административно-управленческого персонала, при этом экономия фонда оплаты труда составила 2,9 млрд. тенге.
Важным событием прошедшего года стало проведение Программы «Народное IPO». Первой компанией, вышедшей на IPO стала компания АО «КазТрансОйл». По всей стране была проведена широкая информационно-разъяснительная и образовательная кампания. АО «КазТрансОйл» было объявлено о размещении 38,5 млн. простых акций на сумму 28 млрд. тенге, но при этом спрос частных инвесторов практически вдвое превысил предложение.
Проведена большая работа по совершенствованию политики в сфере государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, тарифной политики, а также защиты конкуренции.
В целях развития сфер электроэнергетики и естественных монополий, внесены изменения и дополнения в действующее законодательство, которые повысят прозрачность и контроль инвестиционной деятельности электростанций и субъектов естественных монополий.
В целях роста объема инвестиций, обеспечения стабильности тарифов и экономного потребления воды принят Комплексный план по внедрению новых механизмов тарифообразования на воду на 2013-2015 годы.
Сфера внутренней торговли остается основным драйвером роста экономики и вносит ощутимый вклад в увеличение объема ВВП. В этой связи выработаны предложения по дальнейшему совершенствованию механизма государственной поддержки розничной торговли, нацеленные на развитие современных форматов торговли, устранение непродуктивных посредников и стабилизацию цен на важнейшие социально значимые продовольственные товары.
Конец прошлого года ознаменовался убедительной победой заявки Астаны на право проведения Международной выставки ЭКСПО-2017. Как отметил Глава государства, это событие станет наиболее значимым мероприятием международного уровня в новейшей истории Казахстана.
Правительством Республики Казахстан принят Национальный план по организации и проведению выставки на 2013-2018 годы, создана Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017», которая станет ключевым оператором всех мероприятий подготовительного и организационного характера.

Уважаемый Серик Ныгметович!
Уважаемые участники и гости коллегии!
Теперь я хотел бы остановиться на основных направлениях работы министерства в текущем году в свете новых задач и поручений, данных Главой государства в Послании народу Казахстана в декабре 2012 года и на расширенном совещании с участием Правительства 23 января 2013 года.
Для реализации нового стратегического курса, определенного в «Стратегии 2050», министерство, как главный координирующий орган в области экономической политики, сконцентрируется на следующих направлениях.
Первое. Модернизация экономики на основе развития высоких технологий и зеленой экономики.
В 2013 году будет разработана Концепция по вхождению в число 30-ти самых развитых стран мира.
Концепция конкретизирует основные стратегические направления развития Казахстана до 2050 года с учетом демографических, политических, экономических и технологических трендов развития мировой экономики.
В ней будут отражены вопросы подготовки к третьей индустриальной революции, внедрения кластерного подхода, модернизации отечественных производственных активов, расширения несырьевого экспорта и вхождения Казахстана в глобальные и региональные рынки товаров и услуг.
В рамках озвученной Главой государства идеи перехода к зеленой экономике, Министерство совместно с Министерством охраны окружающей среды приступило к разработке долгосрочной Стратегии перехода к зеленой экономике, целью которой будет сохранение и рациональное использование природных ресурсов в различных отраслях экономики. Стратегия определит комплексные подходы к устойчивому развитию в таких сферах как сельское хозяйство, промышленность, водные ресурсы, образование, утилизация отходов, энергетика.
Второе. Обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивого роста экономики.
Являясь основным государственным органом, формирующим согласованную социально-экономическую политику в стране, Министерство сконцентрируется на усилении межотраслевой координации по обеспечению поступательного развития экономики страны.
По нашим оценкам, рост экономики в 2013 году должен быть стабильным. Негативное влияние нестабильности в мировой экономике по нашим ожиданиям будет менее значительным, чем в 2012 году.
Есть все основания для роста ВВП на уровне запланированных 6% в случае сохранения положительной динамики роста в отраслях, а также проведения активной политики соответствующими государственными органами.
В условиях слабого роста в развитых странах, необходимо усилить работу по диверсификации экспорта и источников экономического роста, а также переориентировать сокращающийся спрос на внешних рынках на внутренний спрос.
Кроме этого, считаю, что основным фактором развития экономики должен стать рост внешних и внутренних инвестиций, особенно в несырьевые сектора экономики.
Ориентация на капиталообразующие отрасли как строительство, развитие инфраструктуры, сельское хозяйство, ЖКХ, даст дополнительный импульс развитию отечественной стройиндустрии и металлургии, а также созданию новых рабочих мест.
В целях внедрения многоуровневой системы антикризисного реагирования, в систему оперативного мониторинга ситуации будут внедрены показатели развития регионов и крупных системообразующих предприятий.
Кроме того, во исполнение поручения Главы государства начата разработка Дорожной карты по обеспечению занятости и роста экономики в кризисных условиях. Дорожная карта должна стать инструментом реализации антикризисного плана на более детальном уровне.
Третье. Формирование государственной политики поддержки инвестиций.
Привлечение новых прямых инвестиций и поиск капитала на внешних рынках станут приоритетом экономической политики в этот период.
В условиях слабого роста в развитых странах, инвесторы ищут новые рынки и инвестиционные возможности в развивающихся странах со стабильной макроэкономической и политической средой. В этой связи, будет проводиться целевая работа с потенциальными инвесторами на мировых рынках капитала для привлечения инвестиций во все приоритетные сектора экономики.
Здесь имеется большой задел в связи с поручением Главы государства по дальнейшему сокращению присутствия государства в экономике.
Так, предстоит провести второй этап приватизации путем передачи в частный сектор государственных предприятий, квазигосударственных компаний нестратегического характера, непрофильных активов. Приватизация будет проводиться транспарентно для привлечения большего числа отечественных и иностранных инвесторов.
Для повышения привлекательности Казахстана для инвесторов, на основе передовых стандартов ОЭСР будет проводиться работа по улучшению инвестиционного климата.
Большие надежды мы связываем с развитием ГЧП, особенно в связи с запуском новых масштабных инфраструктурных проектов по инициативе Главы государства.
До конца первого полугодия текущего года планируется принятие законопроекта по развитию ГЧП, который предусматривает внедрение новых финансовых механизмов: «платы за доступность» только для социально значимых проектов; новых видов контрактов, широко применяемых в международной практике; упрощение конкурсных процедур, разработка типовой документации для менее сложных проектов.
Также планируется переформатировать работу Центра ГЧП, занимающегося сегодня только экспертизой проектов, по принципу «Одного окна» с возложением на него функций по подготовке и сопровождению всех проектов ГЧП. В регионах планируется создание региональных центров ГЧП при методологической поддержке Центра ГЧП.
Четвертое. Обеспечение сбалансированности бюджетной политики и повышение эффективности госрасходов.
В соответствии с ОНП в первом квартале т.г. будет разработана Концепция новой бюджетной политики, основными целями которой станут обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивого роста экономики, поддержание уровня благосостояния населения и повышение эффективности использования выделяемых бюджетных средств.
Для поддержания государственного долга на умеренном уровне и стабильности государственных финансов планируется сдерживание роста дефицита бюджета и ненефтяного дефицита относительно ВВП. Будет обеспечен контроль за ростом долга квазигосударственного сектора.
Продолжится политика накопления нефтяных доходов в Национальном фонде путем ограничения использования средств фонда в объеме гарантированного трансферта. Вместе с тем, будет проработан механизм эффективного использования средств Национального фонда для инвестирования в крупные стратегические проекты внутри страны.
Для обеспечения роста экономики расходы бюджета будут поддерживаться на стабильном уровне к ВВП. Это потребует пересмотра доходной части бюджета через изменение налоговой политики и расширения налогооблагаемой базы.
Будет разработан пакет законопроектов, направленный на совершенствование межбюджетных отношений, финансовое укрепление нижних уровней управления, в том числе проект Закона «О трансфертах общего характера местным бюджетам на 2014-2016 годы» и пересмотр действующего механизма формирования и распределения целевых трансфертов.
В целях повышения эффективности бюджетного планирования, Министерство продолжит работу по дальнейшему совершенствованию системы бюджетирования, ориентированного на результат.
Бюджет будет формироваться исходя из реальной потребности в финансировании и с учетом увязки выделяемых средств с конкретными результатами.
Выделение бюджетных средств на различные программ будет жестко увязано с достижением промежуточных результатов и неэффективные расходы должны перераспределяться на более результативные программы.
Будет разработана Концепция внедрения государственного аудита с целью создания в стране комплексной системы государственного аудита на основе передового мирового опыта.
Пятое. Проведение эффективной налоговой политики
В целях повышения эффективности налоговых льгот в целях усиления их стимулирующей роли в развитии несырьевых секторов экономики и инноваций, в первом полугодии будет проведена ревизия действующих налоговых льгот.
Также планируется реформирование налогообложения АПК в целях повышения эффективности использования земель, в том числе путем увеличения налога на землю.
Шестое. Совершенствование системы государственного управления и планирования
В этом году продолжится реализация значительных реформ в системе государственного управления, начатых в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан в прошлом году.
Так, в апреле будет внесен в Парламент проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления», который позволит исключить дублирование, а также передать отдельные полномочия из центра в регионы, т.е. ближе к населению и бизнесу. Наряду с этим, будет изменена Типовая структура местного госуправления.
В связи с введением выборности сельских акимов и развитием местного самоуправления будет проведено их финансовое и кадровое укрепление.
Будет принят законопроект «О государственных услугах». Принятие данного законопроекта позволит определить приоритетным направлением деятельности государственных органов - обслуживание интересов и удовлетворение нужд граждан, соответственно вывести на новый уровень качество оказания государственных услуг.
Дальнейшее совершенствование получит система стратегического планирования.
С учетом положений «Стратегии «Казахстан – 2050» до конца текущего года будет проведена ревизия и оптимизация всех действующих программных документов. В соответствии с планом ОНП начата работа по корректировке стратегических планов государственных органов.
Для обеспечения увязки стратегического и бюджетного планирования предполагается усовершенствовать формат стратегического плана государственного органа, бюджетных программ и бюджетной заявки, чтобы их содержание давало четкое понимание соответствия заявляемых расходов стратегическим направлениям, целям, задачам и индикаторам.
Седьмое. Формирование новых принципов социальной политики.
Как отметил Глава государства, экономическая модернизация страны невозможна без социальной модернизации и повышения качества человеческого капитала.
В этой связи, в текущем году будет разработана Концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года, разрабатываемой совместно со Всемирным банком.
Основными направлениями социальной модернизации станут создание равных возможностей для всех казахстанцев на протяжении всей жизни, становление казахстанского стандарта качества жизни, инклюзивность, непрерывное образование, обеспечение продуктивной занятости и формирование эффективной модели социально-трудовых отношений.
В целях реализации поставленных задач ведется работа по формированию системы минимальных социальных стандартов, реализация которой будет регламентирована соответствующим рамочным законом.
Политика в сфере миграции также должна способствовать устойчивому росту страны. В этой связи, будет разработан Комплексный план по решению проблем миграции, созданию благоприятных условий для сохранения отечественных и притока иностранных квалифицированных кадров.
Восьмое. Развитие интеграционных процессов
Одной из задач на 2013 год является своевременное реагирование на изменяющиеся условия экономики с учетом интеграционных процессов в рамках ТС, ЕЭП и предстоящего вступления в ВТО.
В текущем году предстоит проделать основной объем работы по реализации Календарного плана по развитию правовой базы ЕЭП, кодификации международных договоров Таможенного союза и ЕЭП, проработать направления дальнейшего развития интеграционных процессов.
Для защиты и продвижения интересов отечественных производителей, будут приложены усилия по устранению барьеров при импорте и экспорте товаров в странах-партнерах по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству, активизирована деятельность в целях адаптации казахстанской экономики к условиям функционирования Единого экономического пространства.
В рамках подготовки и проведения Международной выставки ЭКСПО-2017 в текущем году основные усилия будут сконцентрированы на разработке и утверждении проекта Регистрационного досье, а также реализации утвержденного Национального плана по организации и проведению ЭКСПО-2017 на 2013-2018 годы.
Уважаемый Серик Ныгметович!
Министерство с учетом возложенных новых функций приложит все усилия для реализации поставленных Главой государства задач и предпримет исчерпывающие меры по обеспечению макроэкономической стабильности и экономического роста в стране.


Спасибо за внимание!

Опубликовано: 08 Февраль 2013

Архив

Фев
2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти