- Подобные выезды с целью разъяснения реформы планируются и в других регионах?
- Сейчас по поручению Президента страны во всех регионах проводятся обсуждения особенностей предстоящей административной реформы, включающей в себя меры по децентрализации, переход к выборности сельских акимов и совершенствование государственной службы.
- Воля государства есть, а насколько наши госслужащие готовы к таким кардинальным переменам?
- В целом за последние годы принимаются системные меры для того, чтобы обеспечивать приверженность государственных служащих к определенным ценностям, общечеловеческим, и к тому, чтобы они соблюдали служебную этику. Дисциплинарный и административный контроль совершенствуется.
С другой стороны, я понимаю, что наше общество вышло из системы, где многие ценности были размыты. Но казахстанское общество отличается при этом своей открытостью, толерантностью и высокой адаптивностью. Я думаю, что принятие комплекса мер позволит в целом поднять корпоративную культуру в госслужбе. Тем более, что основная масса государственных служащих - это люди, которые честно работают в интересах общества. Да, есть и коррупционеры, есть те, кто пытается использовать должности в собственных интересах, но подавляющее большинство госслужащих - это честные труженики, труд которых, может быть, не всегда виден. Они редко выходят к камерам, редко о них пишут в СМИ, но это те, кто готовит решения.
Если сопоставить в целом достижения Казахстана в экономике, в социальной сфере с нашими соседями, очевидно, что они значительны. И в этом проявляется сочетание факторов - это и стратегическая дальновидная политика Главы государства, и в то же время это существенная экспертная поддержка государственных служащих всех уровней, включая рядовых. Ведь решения, которые принимает руководитель любого уровня, базируются на экспертной, информационно-аналитической поддержке рядовых государственных служащих.
- Не секрет, что сейчас молодежь стремится попасть на госслужбу. На Ваш взгляд, реформа уменьшит шансы молодых людей?
- Эта реформа, наоборот, повышает шансы к тому, чтобы наиболее достойные из молодых людей попали на государственную службу, и чтобы продвигались наиболее достойные. Мотивы к поступлению определяются рядом факторов. Во-первых, государственная служба многими молодыми людьми воспринимается как особая честь, доверие со стороны общества. Во-вторых, во всем мире привлекательность госслужбы определяется и стабильностью, особенно после каких-то социально-экономических кризисов. Плюс, если молодые граждане будут видеть, что отбор на госслужбу осуществляется прозрачно, на основе заслуг, и продвигаться дальше они будут на основе заслуг, то это закладывает дополнительные стимулы для тех, кто считает себя достойным.
- А фактор стажа и опыта?
- Фактор стажа и опыта учитывается по мере продвижения, по мере прохождения госслужбы. Это тоже очень важно, ведь есть разные крайности. Допустим, иногда критикуют госслужбу за то, что слишком молодых продвигают. Иногда говорят: нет, собрались одни пожилые, которые все решают.
Если брать статистику, то у нас среди 90 тыс. госслужащих более-менее равномерно представлены все возрастные категории. От 20 до 30 лет - порядка 22-23%, от 30 до 40 лет - 28-30%, от 40 до 50 - тоже 22-23% и свыше 50 - примерно также. Средний стаж на госслужбе составляет чуть более 10 лет. Поэтому мы видим, что у казахстанской госслужбы есть сочетание опыта и молодости.
Кроме того, предполагается формирование системы работы с талантливыми и перспективными служащими, а также студентами, которые в будущем хотят стать госслужащими.
Кстати, модель такой работы со студентами внедрена в Карагандинской области. Мы будем изучать этот опыт, чтобы применять по всей республике.
- В своем выступлении Вы сейчас обратили внимание на то, что некоторые госслужащие используют служебный транспорт в личных целях, и призвали это пресекать. Не получится, что, как в советские времена, начнутся рейды, будут отлавливать автомобили чиновников около магазинов, ресторанов?
- Нет, кампанейщины не должно быть. Необходимо работать, чтобы прививать понимание того, что государство тебе предоставило и служебные площади, и служебную машину для реализации твоих функций как госслужащего. Но государство не дало это для того, чтобы ты обслуживал свои личные дела, личные интересы, чтобы ты ездил на какие-то торжественные мероприятия частного характера и так далее.
Если это связано с выполнением обязанностей, ведь бывают и протокольные посещения у руководителей, это нормально. Но если вы вечером там, где проходят свадьбы и так далее, увидите скопление машин с государственными номерами, то очевидно, что это ненормально. Очевидно, что это может вызывать возмущение в обществе.
И поэтому надо действовать не кампанейщиной, не разовыми рейдами, а воспитанием. Не зря в некоторых развитых странах в каждом госоргане работает так называемый комиссар по этике. Это человек, который проходит периодически обучение, а сам проводит беседы, лекции со всеми сотрудниками своего государственного органа. Мы сейчас, кстати, тоже этот опыт изучаем для того, чтобы в будущем можно было применить.
- Госслужащих будут проверять на моральные качества. Что должны показать тестовые задания?
- Так называемые тесты по компетенциям - они показывают определенную склонность человека. Например, кто-то более склонен принимать быстрые решения, кто-то имеет склонность к стратегическому планированию. И в том числе определяется ориентированность на сотрудничество и на соблюдение норм служебной этики.
Кстати, недавно мы проводили эксперимент. В пробном порядке тестировали госслужащих районного звена. И выявилось, что одним из показателей, по которым они получили низкие оценки, как раз была ориентация на сотрудничество, коммуникации и умение слушать людей.
- Есть такие, кто вообще на справился с пробным тестированием?
- Это не были тесты по отбору, просто пробные. Это была информация для анализа.


Опубликовано: 01 Февраль 2013

Архив

Фев
2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти