Уважаемый Серик Ныгметович!
Уважаемые члены Правительства!

Как Вы знаете идея создания социально-предпринимательских корпораций (далее – СПК) впервые была озвучена Президентом Республики Казахстан 1 марта 2006 г. в Послании народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира».
Сегодня деятельность СПК направлена на создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, создание новых и модернизацию существующих производств, привлечение инвестиций, реализацию правительственных инициатив.
Вместе с тем, деятельность СПК не носит системный характер, и в целом отсутствует единый подход к их деятельности. Неэффективность СПК объясняется как периодической реорганизацией компаний, сменой акционеров, так и причинами, преодоление которых зависит от самих компаний.
Основные проблемные моменты следующие:
- смешение коммерческих и некоммерческих задач, что не позволяет поставить приоритет перед СПК;
- не утверждены стратегии развития и как следствие несистемная реализация инвестиций, отсутствие четкой специализации;
- текущая убыточность большинства СПК;
- неоптимальный и широкий отраслевой диапазон проектов;
- недостаточная капитализация СПК (необходимость передачи коммерчески ориентированных предприятий, находящихся в коммунальной собственности);
- недостаточно активное взаимодействие СПК с акиматами и с другими институтами развития;
- корпорации недостаточно активны в поиске инвестиционных возможностей;
- низкий уровень корпоративного управления;
- отсутствие четких критериев оценки результативности компании и эффективной системы мотивации персонала;
- большой проблемой остается недостаточный опыт в управлении активами, и как следствие низкое качество инвестиционного портфеля;
- при участии в реализации отдельных правительственных инициатив (по вопросам микрокредитования, обеспечения жильем, продовольственной безопасности) СПК сегодня несут финансовые издержки и неадекватные риски;
В этой связи существует актуальная необходимость совершенствования деятельности СПК, как действенного инструмента развития регионов, и выработки единого подхода к их дальнейшему развитию.
В соответствии с Вашим поручением, Серик Ныгметович, Министерство совместно с акиматами областей, гг. Астана и Алматы разработало и внесло в Правительство РК проект Концепции развития СПК, который мы считаем должен стать таким системным документом.
Проект Концепции согласован с заинтересованными государственными органами, СПК и отработан в рабочем порядке с отделами Канцелярии Премьер-Министра РК.

Позвольте изложить основные положения документа.
В Концепции миссией СПК определено содействие социально-экономическому развитию региона на принципах партнерства государства и бизнеса.
Видение СПК в перспективе – региональный институт развития, эффективно управляющий активами, стимулирующий экономическую активность в точках роста региона, в том числе через привлечение инвестиций, и выступающий катализатором формирования конкурентоспособных устойчивых производств.
Основной целью СПК как инвестиционной компании является увеличение стоимости активов под управлением.
Для достижения данной цели перед СПК ставятся следующие задачи:
1. Создание новых и модернизация существующих конкурентоспособных производств в приоритетных секторах экономики региона (точках роста).
2. Обеспечение вовлечения государственных активов в деловой оборот, оздоровление проблемных активов и развитие на их базе конкурентоспособных производств.
3. Внедрение передовых производственных и управленческих технологий и стандартов.
4. Привлечение внебюджетных инвестиций.
5. Содействие росту экономической активности бизнеса, развитию инноваций и технологической модернизации (технопарки, СЭЗ, бизнес-инкубаторы, центры по обслуживанию инвесторов и т.д.), в том числе через выполнение функций оператора.
6. Содействие кластеризации среднего и малого бизнеса, в том числе вокруг крупного бизнеса.
7. Оказание нефинансовой поддержки бизнеса в рамках деятельности компании.
8. Расширение сотрудничества с государственными институтами развития для реализации бизнес-проектов.
9. Развитие коммуникаций и обмена навыками между портфельными компаниями.
10. Содействие брендированию продукции для более активного продвижения продукции на внутреннем и внешнем рынках.

В своей деятельности СПК должны придерживаться принципа не конкуренции с частным сектором. СПК должны эффективно работать в пространстве, не занятом или недостаточно занятом частным сектором, и стимулировать развитие бизнеса, создавая условия для его роста, т.е. у корпораций должна быть бизнес-организующая роль.
Программа развития территории определяет конкурентные преимущества, точки роста региона для правильного позиционирования на национальном и международном рынках. СПК, сфокусировав инвестиции и усилия, задает импульс развитию бизнеса в этих точках роста.
Также важным принципом деятельности СПК является социальная ответственность, которая заключается в направлении части чистой прибыли в местный бюджет в виде дивидендов для последующей реализации социально-значимых проектов региона.
Другими принципами СПК должны быть партнерство с другими участниками содействия бизнесу (например, с институтами развития по совмещению финансовых инструментов), активное управление инвестициями, а также затратами.
В свою очередь акиматы должны будут поэтапно передать все коммерчески ориентированные государственные активы, для последующей реабилитации (оздоровления), реструктуризации и развития на их основе новых конкурентоспособных производств.

В части корпоративного управления должны быть внедрены современные стандарты, соответствующие лучшей мировой практике. Это позволит обеспечить эффективность и повысить прозрачность компаний.
В целях обеспечения реализации данной Концепции предложены ключевые показатели, по которым будет оцениваться эффективность СПК, такие как:
Коммерческая деятельность (целевые показатели)
1. Чистый доход от основной деятельности, в т.ч. чистый доход на
одного сотрудника.
2. ROA – рентабельность активов.
3. Объем инвестиционного портфеля.
4. Рентабельность инвестиций.
5. Соотношение привлечения средств частных инвесторов к
вложенным средствам СПК.
6. Количество реабилитированных (оздоровленных) предприятий.
7. Рейтинг корпоративного управления.
Деятельность СПК также должна оцениваться по направлению взаимодействия компании с внешними сторонами, такими как посещаемость веб-сайта, количество бизнес-заявок, поступивших на рассмотрение корпорации, опрос предпринимателей региона.
Большая роль в системе мониторинга и оценки отводится местному исполнительному органу как акционеру и совету директоров корпорации. Система вознаграждения менеджмента корпорации должна быть привязана к результату деятельности корпорации.
Первый руководитель местного исполнительного органа несет персональную ответственность за итоги деятельности СПК и ежегодно отчитывается перед Правительством РК по итогам деятельности корпорации.

По итогам реализации Концепции ожидаются следующие результаты:
- создание новых конкурентоспособных производств;
- увеличение количества рабочих мест в регионах;
- повышение производительности переданных и вновь созданных организаций;
- развитие производства и экспорта отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Постепенно наиболее конкурентоспособные и финансово устойчивые компании будут отбираться для дальнейшей их передачи в конкурентную среду путем реализации доли в уставном капитале (пакетов акций), в том числе через фондовый рынок.
В случае отсутствия концептуальных разногласий, просим поддержать проект Концепции.

Спасибо за внимание!

Опубликовано: 16 Октябрь 2012

Архив

Окт
2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти