Стратегия развития нефтегазового комплекса Казахстана
- В нынешнем году мы отмечаем 20-летие Независимости Казахстана. Поэтому можно посмотреть на развитие энергетического сектора страны за эти годы, чтобы оценить достижения, выявить проблемы, наметить перспективы. Именно в этом контексте мы и хотели бы поговорить о нефтегазовой отрасли. Расскажите, пожалуйста, о динамике роста запасов и добычи углеводородов за эти года.
- Если посмотреть за прошедшие 20 на динамику роста извлекаемых запасов углеводородов, то можно увидеть, что до 2001 года мы имели некоторое снижение запасов, но потом последовал существенный рост, связанный с открытием Кашагана и увеличением запасов на Тенгизе. В целом, это был успех геологической отрасли Казахстана.
Сегодня по подтвержденным запасам нефти Казахстан находится на 9 месте в мире. Это данные независимых источников. Думаю, у нас есть основания рассчитывать на увеличение запасов в будущем с учетом оценок наших геологических запасов и разворачивающейся масштабной работы по геологическим исследованиям.
Если говорить о динамике добычи углеводородов, то добыча нефти возросла в более чем в 3 раза, газа - более чем в 5 раз. Мы и в будущем ожидаем значительный рост этих объемов. В этом смысле Казахстан - одна из немногих стран, у которой пик добычи еще впереди.
Что касается прироста объемов производства товарного газа, то он пока незначительный. Дело в том, что наш газ в основном попутный. Это означает, что в целях наиболее полного извлечения жидких фракций большая часть добываемого газа закачивается обратно в пласт.
Однако, во-первых, этот газ может быть извлечен в последующем. Во-вторых, в случае изменения коммерческих условий его реализаций, либо внедрения технологических новаций объемы его производства можно увеличить без проблем.

-Вы сказали, что основной прирост запасов был связан с открытием Кашагана и оценкой на Тенгизе. А за счет чего вы связываете будущий прирост запасов?

Кроме Тенгиза и Карачаганака еще надо назвать морские месторождения «Н», Жемчужина, Сатпаев, Жпмбыл. Это далеко неполный перечень проектов, с которыми мы связываем прирост, как объемов добычи, так и запасов углеводородного сырья.
По проекту Тенгиз прорабатывается так называемый «Проект будущего развития» с возможным увеличением объемов добычи с нынешних 26 млн т до 36 млн в год. Полагаю, в ближайшее время он будет внесен на рассмотрение в уполномоченный орган.
По проекту Кашаган проведена большая работа. Ожидаемый срок начала кашаганской коммерческой добычи по-прежнему декабрь 2012 года - июнь 2013 года. На Фазе-1 предполагается добыча от 370 тыс. до 450 тыс. бнд.
Пока сохраняется неопределенность по последующей Фазе-II. Но думаю, что при тесном взаимодействии подрядных компаний и уполномоченного органа, при соответствии предлагаемых решений стандартам лучшей мировой практики, учете взаимных интересов проект может быть значительно более успешным.
По участку Н «Казмунайгаз» с долей участия 51% работает в партнерстве с компаниями ConocoPhillips и Mubadala. Уже пробурена первая разведочная (R-1) скважина на структуре Ракушечное-море и получено первое подтверждение о наличии углеводородных ресурсов. Разведочные работы идут в полном соответствии с рабочей программой, и мы ожидаем их успешное продолжение.
По участку Жемчужина НК «Казмунайгаз» работает в партнерстве с компаниями Shell (55%) и Oman Oil (20%). По результатам разведочных работ также доказана нефтегазоносность структур Хазар и Ауэзов. Участники проекта готовят концепцию разработки месторождения.
Блоки Сатпаев и Жамбыл находятся на первичной стадии разведки. Тем не менее, по результатам проведенных работ мы ожидаем подтверждения значительных объемов запасов углеводородного сырья. Блок Сатпаев мы развиваем в партнерстве с индийской национальной нефтяной компанией «ONGC Videsh Limited» (OVL) с долей участия от 25% до 35%. Блок Жамбыл - с Корейской Национальной Нефтяной Корпорацией (27%).
В ближайшее время приступим к разведке на блоке Абай с норвежской Statoil. Чуть позже на блоках Хвалынская и Центральная в партнерстве с российскими компаниями - Газпром и ЛУКОЙЛ. Здесь пока остаются нерешенные вопросы с российскими государственными органами.
В наших планах - партнерство с Eni по блокам Шагала и Исатай.
Наконец, должен сказать, что сама нацкопания «Казмунайгаз» в 2010-2011 гг. открыла месторождения на блоках Лиман и Урихтау. Сейчас идет их доразведка и оценка.
В реестре Министерства нефти и газа мы имеем 61 разведочный контракт. Геологический риск есть всегда. Сухие скважины участков Тюб-Караган и Курмангазы - свидетельство тому. Тем не менее, основание рассчитывать на существенный прирост запасов и объемов добычи УВС у нас, безусловно, есть.
- Если в первые годы независимости больше стоял вопрос о том, как поставить отрасли на ноги, то последние годы, когда отрасль успешно развивается, на первый план стали выходить вопросы экологии.
- Да, на фоне увеличивающихся объемов добычи углеводородов решающее значение приобретают экологические аспекты этой деятельности. Я бы хотел привести динамику лишь одного показателя - объемов сжигаемого газа. Обратите внимание, что эти объемы обратно пропорциональны добыче. В 2010 году объем сжигаемого газа достиг 1,4 млрд кбм, что составило 3,6% от добываемого, включая объемы технологически неизбежного сжигания. Этот уровень утилизации газа, хуже, чем, скажем, в Норвегии, но уже лучше, чем во многих странах, в том числе с давней историей нефтегазодобычи.
Должен сказать, что законодательные требования в этом вопросе в последующем будут ужесточаться.
- За 20 лет независимости нашей стране удалось существенно диверсифицировать экспортные маршруты транспортировки углеводородов. Как Казахстан готовится к большой каспийской нефти?
- Казахстан - страна, не имеющая выходов в открытое море. Поэтому, доступ к экспортным рынкам, прежде всего, посредством магистральных трубопроводов имеет для нас ключевое значение.
Если посмотреть на карту существующей трубопроводной системы, то здесь есть несколько направлений.
Первое направление - это Атырау - Самара с последующим выходом через Россию на рынки Восточной Европы.
Второе - КТК с выходом на Черное море.
Третье - уже действующий нефтепровод в Китай, Атырау-Кенкияк, Кумколь-Атасу-Алашанькоу.
Четвертое - через порт Актау на Махачкалу, Баку, Неку. В последующем на Черное море, по трубе Баку-Тбилиси-Джейхан на Средиземное, посредством swap-операций с Ираном в Персидский залив.
С запуском Фазы-2 Кашагана мы связываем и запуск нового логистического маршрута Казахстанско-Каспийской Системы Транспортировки (ККСТ).
На карте экспортных трубопроводных направлений вы можете увидеть фактические и прогнозные объемы транспортировки экспортируемой нефти. Как видите, в этом направлении за 20 лет независимости нашей страны проведен весьма впечатляющий объем работы. Это и строительство КТК, и расширение порта Актау, и освоение принципиально нового маршрута Казахстан-Китай, и расширение поставок по железной дороге.
Если говорить о прогнозах, при условии реализации наших имеющихся планов мы будем иметь полную обеспеченность экспортными мощностями. Как вы знаете, проект расширения КТК стартовал, и мощности в 52 млн т в год для казахстанской нефти будут доступны в первом квартале 2015 года.
По трубе Казахстан-Китай линейная часть уже построена. Увеличение мощности до 20 млн т - это всего лишь вопрос строительства дополнительных нефтеперекачивающих станций (НПС). Этот проект может быть легко реализован по мере роста ресурсной базы.
На карте не указаны объемы кашаганской добычи Фазы II, но вряд ли они будут ранее 2019 года. Соответственно нет и ККСТ. Это связанные проекты.
Таким образом, с учетом потенциального использования ККСТ системы транспортировки мы полагаем, что вопрос экспортных маршрутов в принципиальном плане ясен. Хотя по каждому проекту есть вопросы оперативного и технического характера, которые должны будут своевременно решаться. Мы на это настроены. И видим такой же настрой со стороны наших соседей, партнеров и инвесторов.
- Успехи по объемам добычи и экспортным поставкам - это хорошо. Но казахстанцев, прежде всего, интересует обеспеченность нефтепродуктами внутреннего рынка.
- Действительно, сегодня мощностей трех казахстанских НПЗ не хватает. И на сегодня часть потребляемого на внутреннем рынке высокооктанового бензина импортируется.
Эта зависимость от импорта в периоды топливных кризисов или, точнее, ценовых скачков приводит к сбоям в обеспечении внутреннего рынка, как это случилось этим летом.
Да, строя открытую экономику мы не можем быть в стороне от глобальных ценовых тенденций. Но оградить внутренний рынок от резких ценовых колебаний можем и обязаны. С этой целью правительство, хоть и с опозданием, но приступило к реализации Программы по расширению и модернизации этих заводов. В соответствии с ней предусматривается реконструкция всех трех НПЗ до 2015 года, которая позволит, во-первых, увеличить объемы мощностей переработки до 17,5 млн т. Во-вторых, увеличить глубину переработки нефти, что позволит перейти на самообеспечение по всем видам нефтепродуктов. В-третьих, обеспечить выпуск бензина на уровне стандартов Евро-5. Работы на АНПЗ уже начались.
В период после 2019-2020 годов в соответствии с отраслевой программой мы предусматриваем строительство еще одного нового НПЗ.
- А как продвигается программа газификации Казахстана?
- За 20 лет мы имеем более чем двукратный рост потребления. Мы ожидаем такой же двукратный рост потребления уже в следующем десятилетии.
Сегодня весь северо-восток и центральный Казахстан негазифицированы. Объяснение простое. Газифицированы районы газодобычи - это западный Казахстан, а также области, где имеется исторически сложившаяся система магистральных газопроводов - это Юг Казахстана и Кустанайская область. На северо-восток и центральный Казахстан при наших расстояниях и плотности населения тянуть магистральные газопроводы - это вопрос экономической целесообразности, особенно если иметь ввиду сравнительную ценовую конкурентность природного газа с использованием в этих областях угля, даже несмотря на экологические издержки его использования.
Тем не менее, мы продолжаем рассматривать различные варианты газификации северных и центральных областей.
Уже реализуемый проект внутреннего газообеспечения - это магистральный газопровод Бейнеу-Бозой-Акбулак. Он будет соединять западные газодобывающие районы с основным внутренним рынком потребления - югом Казахстана, с готовой инфраструктурой газопотребления, а главное - со значительным потенциалом роста. Как в силу развития промышленности, так и численности населения. Газопровод строится на паритетных началах с Китайской стороной. Срок окончания строительства линейной части - 2013 год. Мощность на I этапе- 5 млрд кбм в год. Может быть расширен до 15 млрд за счет строительства компрессорных станций.
В принципе, этот газопровод может выполнять функции и экспортной трубы в Китай. Но как я уже сказал, производство товарного газа у нас будет расти очень скромными темпами. Но в случае, если мы будем производить гораздо больше товарного газа в силу коммерческих или технологических причин, мы будем иметь подготовленную газотранспортирующую инфраструктуру.
- Последние годы возросли возможности и обязательства Казахстана по транзиту газа.
- У нас есть исторически существовавшие магистральные газопроводы САЦ и Бухара-Урал, рассчитанные на транзит среднеазиатского газа в Россию. За все годы независимости мы, кстати, всегда скрупулезно выполняли свои транзитные обязательства.
В 2010 году введен в строй газопровод Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай. По нему уже транспортировано 15,2 млрд кбм газа, из них 10,8 в этом году. Мощность - 30 млрд кбм газа в год. По просьбе китайской стороны мы согласились увеличить ee мощность до 55 млрд кбм. Соглашение подписано. Полагаю, строительство начнется в ближайший период. Таким образом, газовая отрасль будет оставаться одной из ключевых отраслей Казахстана со значительным потенциалом роста во всех аспектах: добыче, внутреннем потреблении, транзите и, возможно, экспорте.
- Вы знаете, что с 1 июля 2011 года вступили в силу Соглашения о создании Таможенного Союза объединяющего РК, Республику Беларусь и РФ. С 1 января 2012 года вступят в силу Соглашения о создании Единого экономического пространства. Это, в том числе, означает создание единого энергетического пространства. Каковы его параметры?
- В отношении нефти мы договорились, что Казахстан будет 100% обеспечивать своей нефтью внутренний рынок после 2014 года. Хотя Россия ставила этот вопрос уже в этом году. И связано это с сохранением различных налоговых режимов в наших странах. Они не будут унифицированы. В частности, это касается условий уплаты экспортной пошлины на нефть.
Во-вторых, устанавливается свободная торговля нефтепродуктами.
В-третьих, предусматривается постепенный переход на единые техрегламенты и стандарты в этой сфере.
В-четвертых, предоставляется национальный режим по тарифам на транспортировку нефти, в том числе на экспорт.
Кроме того, учитывая, что мы нефтеэкспортирующая страна, зависящая от транзитных возможностей, создание ЕЭП является исключительным стабилизирующим фактором для экспортных поставок нашей нефти. И, я думаю, это хорошая новость для потребителей нашей нефти за пределами Таможенного Союза.
И последнее: вы знаете, что глава государства в качестве одного из основных приоритетов развития на предстоящий период определил программу индустриально-инновационного развития. Кратко это означает, что сырьевой сектор должен развиваться, но мы заинтересованы в опережающем росте обрабатывающих отраслей, в производстве продукции с большей добавленной стоимостью. Объективно это будут производства, в том числе ориентированные на более глубокую переработку сырья. За прошедшее 1,5 года с начала реализации программы уже введено в действие 227 проектов с суммой инвестиций более $6 млрд. Часть из них будут формировать одну из принципиально новых отраслей специализации нашей страны - это нефтехимия.
- Расскажите, пожалуйста, об инвестиционных проектах в нефтеперерабатывающей и нефтехимической сфере?
Я уже говорил о модернизации трех НПЗ, но в рамках модернизации АНПЗ мы уже приступили к строительству комплекса по производству ароматики, в частности, 133 тыс. т бензола и 496 тыс. т параксилола. Генподрядчиком строительства является крупнейшая инжиниринговая компания КНР Sinopec Engineering. Комплекс будет введен в эксплуатацию в декабре 2013 года.
Кроме того, мы начали строительство интегрированного газохимического комплекса. Он состоит из двух фаз. Фаза 1 - это производство полипропилена мощностью 500 тыс. т в год. Строительство началось в 2010 году и завершится в 2015 году. Генподрядчик Фазы 1 стоимостью $2 млрд - Sinopec Engineering. Заключен договор на гарантированный сбыт готовой продукции с Sinopec Engineering и американской компанией Vinmar International Ltd.
Фаза 2 - это производство полиэтилена мощностью 800 тыс. т в год. Стратегическим партнером по Фазе 2 определена южнокорейская компания LG CHEM, с которой в 2011 г. подписано Соглашение о создании СП с ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.» и Меморандум о понимании относительно проектного финансирования. С LG CHEM также подписан договор по реализации продукции. Стоимость Фазы 2 составляет $4,3 млрд, ее планируется завершить в IV квартале 2016 года.
Следующий проект – это начавшееся строительство битумного завода в Мангистауской области на Актауском заводе пластических масс. Там будет производиться более 400 тыс. т высококачественных дорожных битумов, отвечающих климатическим условиям Казахстана. Генподрядчик строительства - консорциум подрядчиков «КазСтройСервис» и ТОО «CITIC Construction». Битумный завод будет введен в эксплуатацию в конце 2012 года.
Есть другие проекты.
Я еще раз хочу сказать, что нефтегазовый сектор был и остается не только базовой отраслью топливно-энергетического комплекса, но в новых условиях ему отводится ключевая роль также в развитии обрабатывающей промышленности, в реализации стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Опубликовано: 23 Февраль 2012

Архив

Фев
2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти