Глава Государства в своем Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» отметил – реализация Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию остаётся главным ориентиром модернизации экономики.

За 2 года реализации Госпрограммы создана необходимая основа, законодательная база, приняты отраслевые программы, программы поддержки бизнеса, Схема рационального размещения производственных мощностей, Карта индустриализации.

В целом все это позволило выстроить системную работу по индустриализации.

Можно отметить положительную динамику роста целевых индикаторов в 2011 г.:

Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП выросла с 10,5% в 2009 году до 12,8% за 9 месяцев 2011 года. (Несмотря на рост цен на сырьевые ресурсы).

Отмечается опережающий темп прироста в производстве обрабатывающей промышленности (6,2%) по сравнению с горнодобывающим сектором (1,3%).

Производительность труда в обрабатывающей промышленности, увеличилась в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 32% (в текущих ценах).

Если говорить о реализации Госпрограммы в региональном разрезе:

Наибольший реальный прирост ВРП за 9 месяцев 2011 года наблюдается в: Жамбылской (12,4%), Северо-Казахстанской (11,9%) и Алматинской (10,5%) областях, г. Алматы (10,3%).

Наименьший прирост в Южно-Казахстанской (2,7%), Мангистауской (3,9%) областях.

Растет ИФО обрабатывающей промышленности. В тройке лидеров по итогам прошлого года - Жамбылская область (33,3%), г. Астана (28,7%), Мангистауская область (20,2%).

По доле обрабатывающей промышленности в структуре ВРП за январь-сентябрь 2011 года наибольший прирост отмечается в Карагандинской (39,4), Павлодарской (36,2), Восточно-Казахстанской (23,5%) областях.

Наименьший прирост в Кызылординской (2,3%), Мангистауской (3,1%) областях.

Рост производительности труда в обрабатывающей промышленности отмечается во всех регионах. Наибольший – в г. Астана (157,9%) и Северо-Казахстанской области (149,6%).

Наименьший Алматинская - (100,2%) и ЗКО (100,7%).

Наибольший рост инвестиций в основной капитал отмечается в ВКО (155%), в Астане (135,7%)

Индустриально-инновационная политика должна быть гибкой, отвечать на вызовы. РК – участник ЕЭП, вступает в ВТО. Кроме того, мы наблюдаем сложную ситуацию на мировых финансовых и товарных рынках. Поэтому ПФИИР нуждается в корректировке. МЭРТ ведется работа с учетом поручений Главы государства.Уважаемый Карим Кажимканович!

Уважаемые участники заседания!

Сегодня остановимся на основных направлениях работы в свете задач поставленных Главой государства в Послании народу Казахстана и расширенном заседании Правительства.

Основной акцент в реализации Госпрограммы будет перенесен в регионы. Все необходимые механизмы созданы.

На центральном уровне работа продолжится, в основном, по двум направлениям.

1. Дальнейшее формирование и реализация на системной основе политики новой индустриализации Главы государства - системной промышленной политики.

2. Координация работы по реализации инвестиционных проектов в рамках Карты индустриализации.

Первое, формирование системной промышленной политики будет вестись с учетом создания ЕЭП, вступления Казахстана в ВТО и возможного наступления финансового кризиса. Ее основной целью остается повышение конкурентоспособности национального бизнеса, модернизация и реструктуризация действующей промышленной базы, активизация процессов по повышению производительности труда, энергоэффективности и, в целом, устойчивое экономическое развитие.

Безусловно, важнейшей задачей становится создание постоянных высокопроизводительных рабочих мест.

Хотелось бы отметить, что в реализации новой индустриальной политики Президента активное участие принимает партия «НурОтан», НЭП «Атамекен». К примеру, в прошлом году мы начали с Партией совместную работу по активизации регионов в вопросах привлечения инвестиций. Планируется и далее продолжать эту работу.

Исходя из этого, в 2012 г. работа будет сконцентрирована на основных направлениях, определенных в Программе ФИИР. Среди приоритетов на 2012 год хотелось бы отметить следующие:

1. Модернизация системообразующих предприятий.

2. Модернизация крупных, средних и малых предприятий в рамках реализаций программы «Производительность 2020», «Дорожная карта бизнеса 2020».

3. Привлечение инвестиций в приоритетные сектора экономики, включая прямые иностранные инвестиции.

4. Развитие специальных экономических зон и индустриальных зон (строительство инфраструктуры).

5. Развитие национальной инновационной системы и реализация инновационных проектов.

6. Повышение энергоэффективности в экономике Казахстана.

7. Активная реализация политики по развитию местного содержания в недропользовании, государственных закупках госорганов и национальных компаний (внутренний спрос).

8. Эффективное использование минерально-сырьевых ресурсов (развитие геологической отрасли и недропользования).

9. Продвижение несырьевого экспорта.

10. Развитие транспортной логистики.

В целом, реализация ключевых отраслевых и функциональных программ (подготовка и переподготовка кадров, развитие МСБ, базовых отраслей экономики, туризм и др.) необходимых для дальнейшего экономического роста.

Коротко остановлюсь на некоторых из направлений:

1. Что касается модернизации предприятий:

Работа идет по двум направлениям:

Первое – это модернизация системообразующих предприятий.

В 2012 году начнется реализация комплексных планов модернизации шести предприятий (АО «Алюминий Казахстана», ТОО «Корпорация Казахмыс», ТОО «Казфосфат» и др.). Помимо реализации крупных инвестпроектов, повышения производительности, энергоэффективности, работа будет вестись по подготовке кадров, по казсодержанию, развития пояса МСБ, особенно в малых городах.

До конца года необходимо вынести на рассмотрение Государственной комиссии по модернизации комплексные планы остальных системообразующих предприятий ГМК.

Второе направление работы – это реализация программы «Производительность-2020» для крупных и средних компаний.

В пилотном 2011 году 27 предприятий стали участниками Программы.

В прошлом году мы провели большую разъяснительную работу в регионах и привлекли к участию СПК. Прошу акиматы на местах активизировать работу СПК в этом направлении.

В 1 квартале мы планируем внести изменения в Программу в части приведения в соответствии с Законом «О господдержке индустриально-инновационной деятельности».

Привлечение инвестиций:

Систематизирована работа с иностранными инвесторами.

Принят Национальный план по привлечению инвестиций. На его реализацию вовлечены все госорганы, на всех уровнях. Для этого впервые были закреплены соответствующие индикаторы.

Проведено 28 международных мероприятий, подписано 190 меморандумов и соглашений.

Начало этого года ознаменовалось подписанием еще одного пакета бизнес-соглашений. В рамках визита Главы государства в Германию было подписано около 50 соглашений.

В этом году по поручению Президента будут вноситься дополнения в Нацплан по инвестициям в соответствии со стандартами инвестиционной политики стран ОЭСР.

Конкуренция за инвестиции обостряется, и не только между РК и странами-соседями, нашими партнерами, но и в рамках ЕЭП регионы конкурируют между собой (к примеру, Павлодар и Омск).

Местным исполнительным органам необходимо ускорить работу по созданию Центров обслуживания инвесторов (далее - ЦОИ).

Одним из инструментов привлечения инвестиций являются – СЭЗ.

Для развития СЭЗ создана вся необходимая законодательная база. Предусмотрены различные меры господдержки, включая налоговые льготы.

Для дальнейшего развития СЭЗ необходимо:

1) Завершить внешнюю и внутреннюю инфраструктуру, чтобы бизнес мог реализовать свои инвестпроекты. Начать активную работу с инвесторами.

Создано 5 индустриальных зон в ЮКО, ВКО и Алматинской области.

В планах - еще 11 индустриальных зон в 8 регионах страны, в том числе в городах Алматы и Актюбинске, где работа ведется активно.

Развитие инноваций:

В прошлом году завершено формирование полноценной системы поддержки инноваторов. В подписанном Главой государства Законе о Господдержке индустриально-инновационной деятельности предусмотрены новые инструменты, рассчитанные на содействие как бизнесу, так и инноваторам.

В этом году мы запускаем такие инструменты, как:

- гранты на проведение промышленных исследований с привлечением отечественных НИИ;

- гранты молодым высокотехнологичным компаниям;

- гранты на повышение квалификации ИТР за рубежом и другие.

Выстроена система коммерциализации технологий – появился мостик между наукой и бизнесом, количество офисов коммерциализации в регионах нами будет доведено до 15.

Технопарки полностью переориентируются на программу технологического бизнес-инкубирования – задача найти перспективные проекты в регионе и довести их до стадии производства.

В инновации очень активно вовлечены ФНБ «Самрук-Казына», нацкомпании, недропользователи, которые теперь обязаны вкладываться в инновационное развитие. Акимам даны полномочия для создания региональных инновационных систем.

Все готово к непосредственной реализации – у нас есть не только закон, решены все вопросы с бюджетным финансированием, методологией работы.

При этом все инструменты сфокусированы. Определенные совместно с корейским институтом KISTEP 63 критические технологии по 10 направлениям лягут в основу реализации целевых технологических программ в базовых отраслях экономики – нефтегазовом, ГМК, АПК, химии и т.д.

В связи с изложенным, в 2012 году предстоит решить следующие задачи.

1. Необходимо скоординировать всю деятельность министерств, акиматов, нацкомпаний. То, как они будут содействовать развитию инноваций, помогать инновационным проектам - должно найти отражение в их программах, стратегиях и планах развития. В соответствии с принятым законом эти документы необходимо в кратчайшие сроки доработать и внести в МИНТ для согласования. Предлагаю завершить эту работу в 1 квартале.

Методологически - какие направления поддерживать - все расписано в исследованиях по техфорсайту и утвержденном Межотраслевом плане научно-технологического развития до 2020 года. Надо направить свои усилия и научно-технологические бюджеты на их реализацию.

2. В соответствии с Посланием Президента народу Казахстана и утвержденным ОНП поручено разработать новые инструменты государственно-частного партнерства. В сфере развития инноваций это - целевые технологические программы, суть которых (по примеру Евросоюза) - в софинансировании перспективных исследований, проводимых бизнесом в соответствии с долгосрочными отраслевыми приоритетами.

Сегодня мы активно отрабатываем это направление с фондом СамрукКазына, с его крупными инновационно-активными компаниями, с промышленными предприятиями.

Считаю необходимым МЭРТ предусмотреть в разрабатываемом ими законопроекте механизм ЦТП.

3. В 1-ом квартале Министерствам индустрии и новых технологий, нефти и газа, финансов совместно с акиматами будут проработаны действенные механизмы по эффективному использованию нормы Закона «О недрах и недропользовании», направленной по направлению части дохода, в размере не менее одного процента от совокупного годового дохода, на развитие науки, инновации и инновационной инфраструктуры.

4. Кроме вышеназванного, МИНТ совместно с другими госорганами приступит к развитию технологических сервисных проектов и компаний в нефтгазовом и горнорудном секторах экономики. Здесь МИНТ планируется реализация первых пилотных проектов в ЗКО.

Начать нужно с решения кадрового вопроса - программы обучения должны давать на выходе казахстанских специалистов владеющих техническим английским языком, знающими теорию, а также уже имещими опыт практической работы на специализированных полигонах. Наряду с подготовкой кадров на специализированных полигонах будет обеспечена поддержка, в том числе, информационная для нефтесервисных компаний, предоставляющих технические услуги, которые сейчас закупаются зарубежом.

Это даст не только постепенную замену иностранцев на сложных сервисных работах, но и позволит, наконец-то, начать накапливать технологические компетенции.

5. В Послании Президента большое внимание уделено развитию интеллектуально-инновационных кластеров. В первую очередь это касается Назарбаев Университета и СЭЗ ПИТ.

По ПИТу у нас есть четкий план действий, одобренный Правительством, согласно которому МИНТ, акиматам города Алматы и Алматинской области, МТК, МЭРТ, АДС, АО «ФНБ «Самрук-Казына» необходимо обеспечить начало строительства объектов и инфраструктуры 2-й очереди ПИТ в текущем году.

6. Акиматам необходимо усилить работу по созданию полноценных региональных инновационных систем на базе местных вузов, технопарков, НИИ. Этим должны заниматься специальные заместители акимов областей, исходя из поставленных Главой государства задач.

7. В инновационном блоке главной задачей является выявление и оказание содействия высокотехнологичным инновационным проектам. Для этого предлагается по аналогии с Картой индустриализации начать формировать Карту инноваций и закреплять персональную ответственность за реализацию отобранных. Соответствующие предложения в ближайшее время будут внесены в Правительство.

Энергоэффективность:

Это направление является новым для РК. 2011 год ушел на «понимание» - обсуждение вопроса. Правовое, регулятивное поле для построения системы энергосбережения и повышения энергоэффективности создано законом РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности».

Принят Комплексный план повышения энергоэффективности РК на 2012-2015 годы.

В 2012 году необходимо запустить это направление.

В целом политика в сфере энергосбрежения будет сосредоточенно в следующих направлениях - промышленность и сфера жилищно-коммунального хозяйства, госсектор.

Я остановлюсь на самых ключевых:

В промышленности:

1. Создание Государственного энергетического реестра, в который войдут все предприятия, потребление которых равно или превышает 1500 тонн условного топлива;

2. Проведение энергоаудита на крупнейших промышленных предприятиях страны и по итогам энергоаудита выполнение плана мероприятий по энергосбережению ;

3. Внедрение системы энергоменеджмента ИСО 50001 на 10 крупных предприятий страны

4. Заключение Добровольного соглашения с 15 самыми энергоемкими предприятиями страны

5. Создание механизма финансирования проектов в сфере энергосбережения для государственного стимулирования мероприятий по внедрению новых технологий, системы менеджмента и модернизаций оборудования;

В сфере жилищно-коммунального хозяйства вводятся такие важные меры как:

1. Утверждение требований по энергоэффективности для зданий, строений, сооружений и их элементов;

2. Введение классов энергоэффективности зданий;

3. Обеспечение законодательной основы по внедрению энергосервисных договоров и компаний, являющихся новым инструментом в отношении субъектов ЖКХ

4. Запрет на продажу и производство электрического энергопотребляющего устройства без обозначения класса энергоэффективности;

5. Поэтапный запрет использования и производства ламп накаливания. Для успешного перехода к новым энергосберегающим лампам Министерству охраны окружающей среды и Акиматам необходимо ускорить работу по вопросам утилизации энергосберегающих ртутьсодержащих ламп.

Особое значение имеют следующие межсекторальные мероприятия:

1. Утверждение Комплексных планов энергосбережения областей, отраслевых министерств и ФНБ Самрук-Казына.

2. Реализация пилотных проектов. Здесь также необходимо регионам усилить работу в реализации пилотных проектов в сфере энергосбережения. Через такие проекты Акиматы должны наглядно показать бизнесу и населению в преимуществах повышения энергоэффективности.

Развитие казахстанского содержания:

На расширенном заседании Правительства была справедливая критика по рядку вопросов казсодержания. По ним принимаются меры. По казахстанскому содержанию работа будет значительно активизирована.

Первое направление – это принятие срочных и решительных действий со стороны государства для дальнейшего увеличения казахстанского содержания в товарах, работах и услугах, производимых на территории Республики.

1. Для этого будут применены отдельные механизмы по увеличению доли казахстанского содержания в рамках долгосрочных национальных программ и национальных проектов таких как, например, программа «Ак-булак» и «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства РК», строительство, ж/д.

Справочно: Соответствующая работа уже проводится Министерством совместно с АДСиЖКХ и другими государственными органами. В настоящее время, согласовывается совместный План мероприятий и разделение ответственности по отдельным мероприятиям.

2. В рамках данного направления будет также применен целенаправленный и комплексный подход к ведущим системообразующие предприятия каждого региона (согласно конкретному графику) для стимулирования последних не только к закупке отечественной продукции посредством заключения меморандумов и контрактов, но и целенаправленному созданию логистической цепочки состоящей из малых и средних предприятий, поставляющих отечественную продукцию.

Справочно: Например, в настоящее время Министерством активно продолжается работа по внесению конкретных цифровых обязательств в лицензионно-контрактные условия недропользователей и разработке соответствующих программ по развитию казахстанского содержания для каждого недропользователя. Возобновится проведение спец.региональных форумов, спец. совещаний по легкой промышленности, машиностроению и др.

3. Особый акцент будет сделан на увеличение доли казахстанского содержания в закупках государственных органов и национальных компаний и повышении результативности, предусмотренных государством мер поддержки отечественного производства. Очень важна роль «Самрук-Казына». В том числе через долгосрочные контракты нац.компаний, которые способствуют модернизации действующих предприятий и новых инвестпроектов. В 2011 году - гос.оборон.заказ, фармацея, IT – в ПИТе, транспортное машинстроение – КТЖ.

Большой потенциал в сельхозмашиностроении, сельхозхимии, нефтегазовом секторе, нефтегазовом машиностроении, техн.услуг.

Вторым направлением работы является повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, поскольку активный интеграционный процесс (вступление страны в ЕЭП и ВТО) подразумевает частичную или полную отмену отдельных мер господдержки отечественного производства и усиление конкуренции на региональном и глобальном рынках.

Кроме того, Министерством будет продолжена работа по совершенствованию законодательной базы в поддержку развития казахстанского содержания, в целом, и, в частности, по закреплению новых инструментов таких как, например, офсетные сделки. Будет усовершенствован функционал информационных систем, использующихся для информирования участников рынка о потребностях потенциальных заказчиков и производственных возможностях отечественных производителей.

В целом, государственная политика казахстанского содержания нашла свое отражение в практике и показывает свои результаты, но на этом мы не останавливаемся и планируем усилить работу в данном направлении. В Правительстве, под руководством С.Н. Ахметова создана специальная комиссия, которая будет непосредственно координировать.

Геология и недропользование:

Первое - на основе анализа сырьевой обеспеченности проектов ГПФИИР определены основные направления развития минерально-сырьевого комплекса и разработан проект обновленной отраслевой программы до 2014 года. Упор будет делаться на поиски и разведку цветных и благородных металлов, по которым обеспеченность составляет менее 20 лет, на более глубоких горизонтах, недоисследованных в советский период. В 2012 году планируется начать поисковые работы на 46 площадях, в основном на территории Центрального и Восточного Казахстана. Поисково-оценочные работы на 22 участках, в основном вблизи градообразующих рудных районов.

Учитывая, что значительная часть не вовлеченных в экономический оборот запасов нуждается в применении новых технологий, большая работа будет проводиться по привлечению передовых технологических компаний в недропользование. Максимально использоваться потенциал отечественных научных центров.

Будет усилен контроль и мониторинг рационального использования недр путем применения высокоэффективных технологий, а также выполнения недропользователями ЛКУ и технических проектов. В прошлом году мы начали совместно с местными органами работу в этом направлении. Есть конкретные результаты. В этом году работа будет продолжена.

Будут продолжена работа по разработке нормативно-правовых и нормативно-технических документов, стимулирующих проведение геологоразведочных работ. Существующая нормативно-техническая база значительно отстает от потребностей отрасли и во многом сдерживает темпы внедрения новых технологий.

Важнейшим инструментом для реализации поставленных задач является отраслевая инфраструктура. Поскольку на сегодня она фактически отсутствует, то ее создание будет осуществляться практически с нуля.Уважаемый Карим Кажимканович!

Минерально-сырьевая база является основой и локомотивом для развития ведущих отраслей экономики Казахстана. В условиях обострения мировой конкуренции за сырьевые ресурсы, возврастает их роль и значение.

Измененная отраслевая программа Министерства по развитию геологической отрасли будет внесена в Правительство после детального анализа и обсуждения с геологами страны.

Развитие экспорта – основной фактор повышения конкурентоспособности экономики.

Данный вопрос становится актуальным с созданием Таможенного Союза и ЕЭП.

В прошлом году экспорт товаров достиг рекордного объема и составил более 80 млрд. долларов США, превысив аналогичный показатель докризисного 2008 года, когда объем экспорта товаров составил 71 млрд. долларов США.

При этом динамика несырьевого экспорта имеет также положительную тенденцию.

В 2011 году объем несырьевого экспорта составил 21 млрд. долларов США и возрос на 28% по сравнению с предыдущим годом.

В 2012 году будет продолжена реализация политики стимулирования казахстанского экспорта, в частности, будут:

- организованы целевые торговые миссии с участием ведущих экспортоориентированных предприятий;

- проведены специальные рекламно–презентационные мероприятия по продвижению отечественных обработанных товаров на внешних рынках;

- обеспечено широкомасштабное продвижение отечественных компаний за рубежом;

- выявлены новые рынки сбыта и будет оказана помощь в реализации маркетинговых планов предприятий – экспортеров.

- расширен перечень товаров, по которым экспортеры могут получить 50% возмещение затрат.

При этом задачи по продвижению экспорта будут также поставлены перед местными исполнительными органами и казахстанскими посольствами за рубежом.

Каждый из них должен оказывать поддержку казахстанским экспортерам, как на региональном уровне, так и за рубежом.

В этой связи, местным исполнительным органам необходимо иметь свои региональные планы развития и продвижения экспорта, включая мероприятие по организации не менее одной торговой миссии в этом году, с увеличением их количества в последующие годы.

Дипломатическим представительствам Казахстана за рубежом следует оказывать повсеместную поддержку казахстанским экспортерам и защищать их интересы за рубежом.

Также, в 2012 году с учетом международного опыта мы начинаем уделять особое внимание вопросу поддержки экспорта услуг.

Во всем мире сектор услуг – это самый динамично развивающийся сектор экономики, который обеспечивает большую половину национального дохода страны.

Поэтому в программу поддержки экспорта будут включены такие сектора услуг, как строительные, туристические, транспортные, которые, на наш взгляд, являются наиболее экспортоориентированными.

В этой связи, отраслевым министерствам и ведомствам следует усилить работу по повышению конкурентоспособности казахстанских поставщиков услуг для их выхода на зарубежные рынки. По другим направлениям госпрограммы также будет проводиться активная работа с НЭП «Атамекен».

Вместе с тем, имеется еще ряд факторов, влияющих на индустриализацию:

- вопросы обеспечения трудовыми квалифицированными трудовыми ресурсами новых производств.

- обеспечение необходимой инфраструктурой, развитие индустриальных зон;

- доступ к финансированию – необходимо будет с учетом финансового кризиса еще раз рассмотреть все имеющиеся инструменты на предмет - какие на сегодня мы имеем ресурсы и через какие механизмы поддерживать бизнес-инициативы: (дорожная карта бизнеса, государственно-частное партнерство, Самрук-Казына, КазАгро, роль коммерческих банков, институтов развития).

Все вопросы, в рамках выстраивания системной новой индустриальной политики Президента, будут выноситься на рассмотрение Госкомиссии по модернизации экономики и СЭП.Координация работы по инвестпроектам в рамках Карты индустриализации

На первоначальном этапе реализации программы было важно систематизировать работу по проектам. Были сформирована Карта индустриализации и механизмы поддержки проектов. Большинство проектов Карты получили ту или иную господдержку. Сейчас эти проекты введены в эксплуатацию.

Карта - это не просто набор проектов. Это система проектов, выстроенная в рамках цепочки добавленных стоимостей с учетом мастер-планов и отраслевых программ. Все проекты должны быть взаимоувязаны со схемой размещения производительных сил.

За два года введено 389 проектов (1,8 трлн. тенге,
90 тыс. рабочих мест).

Наибольший эффект достигнут в таких отраслях как:

Горно-металлургический комплекс – 36 проектов (9%), объем инвестиций - 369 млрд. тенге (20%), рабочие места - 22 тыс. чел. (24%);

Транспортная инфраструктура – 8 проектов (2%), объем инвестиций - 471 млрд. тенге (26%), рабочие места - 18 тыс. чел. (20%);

Энергетика – 15 проектов (4%), объем инвестиций - 173 млрд. тенге (10%) , рабочие места – 3,5 тыс. чел. (4%);Наиболее активные регионы:

Актюбинская область – 50 проектов (183,6 млрд. тенге, 4,4 тыс. постоянных рабочих мест);

Костанайская область – 38 проектов (41 млрд. тенге, 2,2 тыс. постоянных рабочих мест);

Южно-Казахстанская область – 36 проектов (102 млрд. тенге, 3,5 тыс. постоянных рабочих мест);

Карагандинская область – 33 проекта (66 млрд. тенге, 2,9 тыс. постоянных рабочих мест);

Павлодарская область – 30 проектов (123,3 млрд. тенге, 3 тыс. постоянных рабочих мест).

Главой государства озвучена справедливая критика по проектам Карты индустриализации. И здесь есть ряд вопросов, которые мы хотели бы сегодня обсудить.

1. Проекты введены и первый вопрос – это их выход на проектную мощность.

Необходимо задействовать все механизмы поддержки – отраслевые программы, использовать госзаказ, заказ нацкомпаний, поддержка экспорта. К этой работе должны подключиться национальные компании, госорганы.

Проекты должны заработать на максимально возможную полную мощность.

Ключевая роль в этой работе – за акиматами регионов.

Карим Кажимканович, по итогам полугодия мы доложим на заседании Правительства о результатах этой работы по 389 проектам 2010-2011 гг.

2. Качество проектов.

Президент по данному вопросу подверг критике и дал ряд поручений. Методологии в статистике нет.

Нами проведен анализ проектов Карты индустриализации по уровням условной технологической сложности. Это - совокупность следующих признаков: технологическая сложность продукции, глубина переработки, добавленная стоимость, произведенные затраты, энергоемкость, организационная зрелость и другие параметры.

Одна из проблем по проектам в регионах – бизнесом и акиматами инициируются проекты не высоких переделов.

Так, 70% из 389 проектов, введенных в первые годы ФИИР, относятся к первым трем уровням технологической сложности.

В то время как больше половины строящихся из 220 объектов относятся к 4-5 уровням технологической сложности и направлены на выпуск конечной продукции.

Причем, в основном, эти высокотехнологичные проекты инициированы из Центра.

В качестве примера можно отметить работу КТЖ совместно с МИНТ в рамках отраслевой программы по развитию машиностроения. Освоено производство локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов. Сейчас работа сосредоточена на локализации производств. По Программе увеличения доли казахстанской составляющей в Национальной Компании намечено к 2015 году освоить до 5200 наименований машиностроительной продукции. Из них уже освоено 3000 изделий и в текущем году будет освоено более 500 наименований. Только в 2012 году Компанией будет закуплено подвижного состава и машиностроительной продукции у отечественных товаропроизводителей на 155 млрд. тенге. Подписано технологическое соглашение, создано отраслевое КБ.

Национальной компанией «Қазақстан темір жолы» в 2011 году началась реализация проекта по производству современных электровозов в городе Астане, который будет введен в эксплуатацию в декабре текущего года. Сегодня строительно-монтажные работы развернуты в полном объеме.

В текущем году на ТОО «Проммашкомплект» (г. Экибастуз) будет запущен проект по производству стрелочной продукции и обработке цельнокатанных колес.

В связи с сокращением объемов по ремонту пассажирских вагонов на АО «АВЗ» в текущем году будет принято решение по производству на его базе дизельно-рельсовых составов.

Еще одним примером является работа ТОО «Объединенная химическая компания».

Cовместно с Министерством разработан мастер план по развитию химической промышленности. Расписали цепочку добавленной стоимости. Это план работы на несколько лет в рамках отраслевой программы по развитию химической промышленности. Есть четкое понимание и ведется работа с Юж.Кореей, ОАЭ, ФРГ и др.

Один из прорывных инвестиционных проектов объединенной химической компании ОХК является реализация в Атырауской области строительства первого интегрированного газохимического комплекса по производству полипропилена в объеме 500 тыс.тонн в год и полиэтилена в объеме 800 тыс. тонн, стоимость проекта составляет 6,3 млрд.долларов США.

Данная продукция является базовой для создания производных товаров - производство этилена и полимеров, даст сырьевую основу для выпуска продукции пятого и шестого передела, позволит производить широкий спектр товаров промышленного и народного потребления (трубы, стройматериалы, упаковки и т.д.).

Также значимым проектом является реконструкция сернокислотного завода мощностью 180 тыс. тонн в год в Акмолинской области, направленным на снижение дефицита в данном виде продукции.

Регионами же были инициированы не много проектов, направленных на выпуск конечной продукции.

В качестве положительных примеров работы регионов можно выделить Восточно-Казахстанскую область, где начинается реализация крупного проекта строительства завода полного цикла мощностью 120 тыс. автомобилей в год. Завершается разработка ПСД. К участию в проекте подключена СПК. Проект предусматривает высокую локализацию и выпуск отдельных автокомпонентов и новых перспективных моделей Автоваза.

В Костанайской области в рамках Карты индустриализации организовано сборочное производство автомобилей марки СангЕнг. В 2011 году выпущено 869 автомобилей на сумму 2,7 млрд. тенге. В настоящее время осуществляется подготовка к следующему этапу организации промышленной сборки автомобилей, включающей покраску, сварку и сборку кузова. Объем инвестиций в основные средства по проекту составит 60 млн. долларов США. Мощность завода составит 25 тысяч автомобилей в год.

В Павлодарской области реализованы хорошие проекты в отрасли химии, транспортном машиностроении, металлургии высоких переделов.

В Карагандинской области реализовано первое в Казахстане производство специализированных самолетов. Активно реализуются металлургические, машиностроительные проекты, развиваются инновации.

Акиматы городов Алматы и Астаны системно подходят к созданию инфраструктуры для бизнеса в частности развитие индустриальных зон, создание инновационных продуктов.

В Южном Казахстане активно развиваются малые индустриальные проекты.

Очень активна Актюбинская область в проработке новых проектов.

Для усиления данной работы на местах по поручению Главы государства вопросами индустриализации будут заниматься специальные заместители акимов. Они будут тесно взаимодействовать с нашим Министерством и управлять развитием процессов индустриализации на местах: Определение конкретных приоритетов регионального развития. Полноценная увязка местных проектов с госпрограммой по индустриализации. Определение новых ниш, т.е. продуктов с высокой добавленной стоимостью. Привлечение инвесторов, в первую очередь внутренних. Оценка внедряемых технологий, повышение производительности. Создание новых рабочих мест с высоким уровнем производительности и доходов. Работа с нац.инвесторами и НЭП «Атамекен».

Нужно перейти от количества к качеству проектов.

Нельзя штамповать проекты. Не надо лоббировать проекты, которые не связаны с отраслевыми приоритетами. Это очень важно. На сегодня есть ряд проектов, которые имеют проблемы в своем развитии.

Именно в этом мы видим предназначение специальных замакимов.

Министерство будет контролировать данную работу. В этом году мы планируем выезды в регионы. Будем смотреть как эти вопросы регулируются на местах.

3. направление – усиление работы в текущем году по 220 строящимся проектам.

По всем проектам закреплена личная ответственность первых руководителей госорганов и нацкомпаний. Министерство отвечает за Еврохим, Актокайский и Бозшагольский ГОКи, туристический центр «Бурабай» и горнолыжные курорты Алматы.

Необходима максимальная концентрация и скоординированные действия с бизнесом с учетом возможных кризисных явлений в мировой экономике.

До конца года нам необходимо обеспечить ввод 130 проектов.

Мы начали актуализацию Карты. Сегодня мы на новом этапе работы по методологии Карты. Отбор проектов ужесточается. Мы проводим консультации с ФНБ «Самрук-Казына», с бизнесом по включению новых проектов в Карту индустриализации.

Упор будет сделан на инновации, казсодержание, энергоэффективность, высокие переделы, проекты с конечной продукцией и производство комплектующих.

Важно, во-первых, чтобы со стороны бизнеса тоже была ответственная позиция - по новым проектам была устойчивая конкурентоспособная бизнес-модель. У компаний – внятная бизнес-стратегия, наличие компетенции.4. Реализация проектов, озвученных в Послании Главы государства.

В Послании Глава государства поручил начать 11 крупных проектов в этом году. По каждому проекту создана рабочая группа.

5 проектов уже включены в Карту индустриализации.

1. Реконструкция международного транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай»;

В настоящее время работы ведутся на территории 4 областей (Актюбинской, Кызылординской, Жамбылской и Южно-Казахстанской) на 34 участках протяжённостью 1 621 км.

Задействовано 21 генподрядных и 80 субподрядных организаций, мобилизовано 6 тыс. единиц техники, 30 асфальтобетонных, 24 цементно-бетонных заводов и 32 дробильных установок.

Привлечено свыше 35 тыс. человек (в.т.ч 566 человек иностранный персонал).

В текущем году планируется принять в эксплуатацию 700 км новой дороги.

2. Строительство Балхашской ТЭС;

АО «Самрук-Энерго» совместно с консорциумом KEPCO/Samsung были согласованы проекты Рамочного соглашения, Соглашения Акционеров и Договора купли-продажи акций. Подписание планируется в ближайшее время.

В текущем году будет начато строительство по проекту, первоочередных объектов инфраструктуры.

3. Строительство интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области ТОО «KPI»;

Проект состоит из двух фаз. Первая – полипропилен (500 тыс.тонн). Вторая – полиэтилен (800 тыс.тонн).

Идет строительство объектов инфраструктуры. В четвертом квартале 2012 года будет начат монтаж конструкции под установку основы технологического оборудования.

4. Строительство комплекса по глубокой переработке нефти на АНПЗ;

Завершена разработка ПСД. Начало строительства проекта - второй квартал 2012 года.

5. Создание туристского центра «Бурабай».

Проект состоит из семи этапов. Первый этап – строительство гостиничного комплекса – освоено
22 млн.долл. В сентябре планируем сдать. По остальным этапам ведется работа с инвесторами.

Остальные проекты будут включены в Карту в ближайшее время.

1. Строительство завода по производству минеральных удобрений в Жамбылской области;

2. Горнолыжные курорты Алматы;

3. Строительство Карачаганакского газоперерабатывающего завода в Западно – Казахстанской области;

4. Строительство газопровода «Карталы – Тобол – Кокшетау – Астана» для газификации центрального Казахстана, включая город Астана;

5. Строительство железнодорожной линии «Аркалык - Шубарколь»;

6. Строительство железнодорожной линии «Жезказган - Бейнеу».По каждому проекту разработаны планы мероприятий, которые в ближайшее время будут утверждены на Госкомисии по модернизации экономики.

По всем проектам, по которым Глава государства поручил начать строительство, строительство будет начато в текущем году.

Главой государства даны поручения по отдельным отраслям, обрабатывающей промышленности.

Так обоснованной является критика об отсутствии привязки к схеме территориального развития строящихся производств стройматериалов.

В соответствии с поручением Президента Республики Казахстан данным 2 года назад в рамках Программы жилищного строительства за счет ввода новых мощностей, удовлетворена внутренняя потребность в изделиях из бетона, ж.б. плитах, кирпиче, гипсе и асбесте. Сокращен дефицит в цементе.

Совместно с МЭРТ мы осуществим ревизию реализуемых проектов по выпуску цемента и определим регионы и инвестиционные проекты, по которым будет оказана государственная поддержка для рационального размещения производств.

В реализацию Послания, все проекты отрасли будут привязаны к схемы территориального развития и оказана поддержка со стороны всех государственных программ, для удовлетворения в строительных материалах разрабатываемой Программы «Доступное жилье 2020», действующих программ Жилищного строительства, Питьевая вода, реформы ЖКХ, строительства железных дорог, производственных объектов разработан комплекс мер по развитию строительной индустрии и определена потребность по видам строительных материалов (цемент, ЖБИ, кирпича, стекла)

Легкая промышленность

Во исполнение поручения данного на расширенном заседании Правительства Министерство сосредоточит свою работу в рамках развития легкой промышленности по следующим направлениям.

Первое, это развитие казахстанского содержания в закупках продукции легкой промышленности.

Правовая база и благоприятные условия для реализации поставленной задачи государственным органом уже подготовлена.

В текущем году необходимо увеличить долю казахстанского содержания в закупках продукции легкой промышленности со стороны национальных компаний, силовых структур и системообразующих предприятий.

К этой работе мы подключим Национальную экономическую палату «Атамекен» и отраслевую ассоциацию в целях совместного мониторинга производимых закупок.

Второе. Необходимо решить вопрос обеспечения легкой промышленности сырьем.

Предприятия текстильной и кожевенной отраслей промышленности напрямую зависят от предприятий аграрного сектора, как поставщика сырья (хлопок, шерсть, шкуры животных).

К примеру, спад в текстильной отрасли в 2011 году связан с отсутствием сырья в связи с многократным увлечением мировой рыночной стоимости сырья хлопка-волокна, и как следствие хлопок в необработанном виде ушел на экспорт, а отечественные предприятия текстильной отрасли остались без сырья.

В связи с этим предлагаем поручить министерствам сельского хозяйства, экономического развития и торговли проработать следующие вопросы:

- резервирование объемов хлопка-волокна 1 и 2 сорта необходимых для бесперебойной работы отечественных текстильных предприятий;

- повышение экспортных пошлин на необработанные шкуры крупного и мелкого рогатого скота.

Запуск системных мер и объем рынка Таможенного союза и Единого экономического пространства дает большой потенциал для развития легкой промышленности в Казахстане и создания совместных предприятий по выпуску готовых изделий.

В феврале МИНТ планирует проведение большого совещания с участием основных производителей, ассоциации легкой промышленности и Атамекен по разработке специальных мер для развития легкой промышленности. В дальнейшее эти меры войдут в отраслевую программу.

Большое внимание также будет уделяться реализации отраслевых программ и ключевых проектов в химии, металлургии, машиностроении, фармацевтике, туризме и в др. приоритетных отраслях.

Мы планируем провести ряд кустовых совещаний для актуализации комплекса мер и внесения изменений в отраслевые программы.

В 2012 году, по аналогии с 2009 годом будут приняты все необходимые меры для реализации президентской программы индустриализации с учетом поручений Главы государства.

Опубликовано: 14 Февраль 2012

Архив

Фев
2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти